Путеводитель: Исторический Петербург

Недавно мы писали о дипломном проекте нашей выпускницы Анары Хайрушевой, в котором она сделала туристический путеводитель и показала Петербург с новой стороны.

В первой части путеводителя мы знакомимся с персонажем — бабулей с активной позицией Клавдией Агафоаной. Она расскажет нам об исторической части Петербурга: Эрмитаж, Мариинский театр и Летний сад. Мы узнаем зачем в театре церковный колокол и как сходить в Эрмитаж и избежать толп туристов.

Классический Петербург — музеи, театры, сады и несколько неожиданных мест, которые не так уж просто найти, но точно стоит посетить.



По самым узнаваемым местам Петербурга нас проведет Клавдия Агафовна. Она родилась в этом городе, прожила здесь всю жизнь и говорит, что никогда не чувствовала себя лучше, чем сейчас.

Вместе с ней мы пройдемся по культурной и исторической частям города, прогуляемся по Летнему Саду, заскочим вечерком в театр и обязательно поваляемся на пляже у Петропавловской крепости — но это только если повезет с погодой. А не повезет — пойдем в кинотеатр или музей.

Пляж Петропавловской крепости

Петропавловский пляж — один из самых легкодоступных и, как следствие, самых популярных в городе. Добраться до него можно всего за пять-десять минут от станции метро «Горьковская» через Александровский парк в сторону Невы.

Изначально пляжа у стен Петропавловской крепости не было. Раньше на этом месте стоял садик для прогулок арестантов с видами на противоположный берег Невы. В 1930 годах тут возник пляж: дно и прилегающий к крепости берег Невы засыпали песком, открыли буфет, организовали туалет и гардероб. Купаться здесь не принято: вода холодная, ее температура редко поднимается выше 18°. Но приятных моментов все-таки больше: выступления музыкальных групп, фестивали песчаных фигур, соревнования по волейболу, на аквабайках и другие развлечения, которые здесь организуют достаточно часто и не только в выходные. 

Однако самый популярный досуг здесь это бесцельные посиделки, загорание и пикники. Пляж расположен прямо под стенами Петропавловской крепости, которые служат защитой от ветра, так что загорают здесь уже в мае.

Вход на территорию бесплатный и в солнечный день бывает много народу, но это не мешает наслаждаться видом на Дворцовую набережную. 

Стоимость: Бесплатно

Адрес: Пляж Петропавловской крепости, м. Горьковская

Часы работы: Каждый день с 6 утра до 10 вечера

Эрмитаж

Существующий с 1764 года, Государственный Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около трех миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. Мало кто знает, что название музея происходит от французского слова, означающего «место уединения». Дело в том, что изначально собрание предметов искусства, приобретенные Екатериной II, радовали исключительно её глаз, находясь в Малом Эрмитаже — дворцовом флигеле. Большинству людей кажется, что Эрмитаж это только Зимний дворец. Но на самом деле — большой музейный комплекс, который состоит из нескольких разделов как внутри самого дворца, так и отдельно стоящих зданий:

  • Зимний дворец
  • Малый Эрмитаж
  • Старый (Большой) Эрмитаж
  • Эрмитажный театр
  • Новый Эрмитаж
  • Запасной дом Зимнего дворца

Эта группа из шести зданий Эрмитажа называется Главным музейным комплексом и здесь хранится большая часть всех экспонатов музея. В частности, одним из самых интересных залов считается зал, где  хранятся 24 полотна Рембрандта. Это самая большая коллекция произведений  художника за пределами его родной страны, Нидерландов. Среди них «Возвращение блудного сына», «Снятие с креста» и «Даная».

В Эрмитаже представлена впечатляющая коллекция импрессионистов и постимпрессионистов благодаря супруге бывшего директора музея, Иосифа Орбели. Дело в том, что в 1948 году во время деления коллекции Музея нового западного искусства, право выбирать картины получил Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Однако его сотрудники были консервативных взглядов и отобрали для себя «классику». А Антонина Изоргина Орбели, как знаток тогдашних современных веяний, настояла на приобретении Эрмитажем  авангардных полотен Матисса и Пикассо. Отдельные залы отведены для Матисса, Пикассо и других мастеров XX века. 

Сегодня их можно посмотреть в Главном Штабе, здание которого находится в паре минут ходьбы от Зимнего дворца. Здесь также регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка Эрмитажа для показа современного искусства.

Стоимость: От 300 до 800 руб., школьникам, студентам и пенсионерам — бесплатно

Адрес: Дворцовая площадь, 2 м. Адмиралтейская

Часы работы: Пн — выходной

Вт, чт сб и вс — с 10.30 до 18.00

Ср и пт — с 10.30 до 21.00

Музей-квартира Анны Ахматовой

Музей-квартира Анны Ахматовой открылся в 1989 году в честь знаменитой русской поэтессы. Ранее в этом доме жил граф Шереметьев со своей семьей.

Анна Ахматова жила в квартире № 44 ровно тридцать лет — с 1924 по 1954 года. Сейчас в музее можно посмотреть, как выглядела ее комната и ознакомится с личными вещами, которые сохранились до наших дней. Экспозиция бывшей квартиры поэтессы запечатлела поздние годы творчества Ахматовой, и рассказывает

не только о ее жизни, но и всего дома. Над главным входом в здание до сих пор располагается герб графа и слова «Бог сохраняет все». Эти слова Ахматова использовала в качестве эпиграфа в «Поэме без героя».

Центральное место в музее Анны Ахматовой занимает ее комната, в которую она переселилась после расставания с супругом Николаем Пуниным. В комнате стоит большая двуспальная кровать. У стенки стоит редкий для своего времени предмет — итальянский сундук с резьбой ручной работы. Его Ахматовой подарила подруга О. Судейкина: в нем поэтесса хранила свои бумаги. Возле сундука стоит чемодан, который Ахматова держала наготове, на случай, если ее будут арестовывать.

В музее также можно изучить кабинет мужа поэтессы — историка искусства Николая Пунина, ее сына — историка и этнолога Льва Гумилёва, а также посетить единственную в Петербурге постоянную выставку, посвященную Иосифу Бродскому. Молодого литератора познакомили с Ахматовой в 1961-м году, и именно с её помощью и рекомендаций началась поэтическая карьера Бродского. 

Стоимость: От 60 до 120 руб., школьникам, студентам и пенсионерам — бесплатно

Адрес: Литейный пр., 53 м. Маяковская

Часы работы: Пн — закрыто

Ср — с 10.30 до 18.30

Остальные дни — с 10.30 до 20.00

Летний сад

Летний сад был разбит на месте старинной усадьбы шведского майора Конау, в доме которого до появления знаменитого Летнего дворца проживал сам Петр I. Изначально сад получил свое название благодаря стараниям императорских садовников: его территория засиживалась так называемыми летниками – иначе говоря, однолетними цветами. Позднее значение названия было несколько расширено: сад продолжали именовать летним в противовес зимним садам, которые устраивали в закрытых помещениях дворцов и особняков знати.

Для Петра I на берегу Невы был оборудован усадебный деревянный дом — будущий Летний дворец. Его строительство было доверено Ивану Матвеевичу Угрюмову, который работал здесь с декабря 1705 года. Он же разбивал в Летнем саде цветники. 

С 2012 года в Карпиевом пруду Летнего сада живут лебеди — Руслан и Людмила. Лебедей саду подарил городской зоопарк. Лебеди моментально стали символом сада и радуют посетителей в теплое время года.

Летний сад является одним из ярких примеров регулярного сада, отличительная характеристика которых — симметрия планировки. Несмотря на это, здесь большое количество уникальных скрытых дорожек, позволяющих отделиться от потока посетителей на основных аллеях сада. Сделать прогулку более спокойной и уединенной также помогают высокие и густые деревья.

Стоимость: Бесплатно

Адрес: Набережная Кутузова, 2 м. Невский проспект

Часы работы: Каждый день с 10 утра до 10 вечера

Пышечная на Садовой

Самое известное бакалейное лакомство Петербурга — пышки, лучше всего пробовать в одном из старинных заведений, которых со времен СССР в городе осталось всего три.

По адресу Садовая улица, дом 32, недалеко от метро Сенная площадь, среди магазинов и банков, располагается небольшая пышечная, которая находится здесь с 1970-х годов и лаконично называется просто «Пышки». В Ленинграде, пышечные были местом, куда люди забегали перекусить между делом, поэтому большинство исторических пышечных не располагают разнообразным меню или большим количеством посадочных мест.

Одна пышка стоит всего 22 рубля (карты здесь не принимают). А кофе — тоже отголосок советской эпохи. Обычно рядом с буфетчицей стоит большой бак, заполненный смесью кофе, сахара и сгущенного молока (по вкусу это похоже на кофе «три в одном»). А «из ведра» этот кофе называют потому что когда бак заканчивается, следующую порцию заливают сверху именно из ведра. Здесь негде присесть и всегда очередь, но в этом есть свой шарм.

Стоимость: 22 руб. за пышку

Адрес: Садовая улица, 32 м. Садовая

Часы работы: Каждый день с 10 утра до 20 вечера

 

Русский музей

Государственный Русский Музей  в Санкт-Петербурге — крупнейшее собрание русского искусства в мире. Музей  обладает знаменитыми полотнами великих российских художников, а также произведениями известных российских скульпторов.

До 1917 года музей назывался Русским музеем Императора Александра III. Именно ему принадлежала идея создать музей русского изобразительного искусства. Однако открыл музей сын Александра III — Николай II.

Во время блокады Ленинграда коллекцию Русского музея удалось спасти. Самые масштабные полотна — «Христос и грешница», «Последний день Помпеи» — накатывали на валы длиной в 10 метров. Скульптуры прятали в подвалах, многие произведения закапывали.

Часть экспозиций музея на сегодняшний день составляют сразу пять зданий, главным из которых является Михайловский замок. Помимо него в экспозиционную часть входят:

  • Мраморный дворец
  • Выставочный корпус Бенуа Летний дворец Петра I
  • Строгановский дворец

Коллекция Русского музея не просто большая, а гигантская. Она берет свое начало с конца XIX века. Первыеэкспонаты прибыли из Императорских дворцов, Эрмитажа и Академии художеств. Многие произведения музею дарили частные колекционеры. В первом собрании Русского музея было около 1800 работ, в число которых входили картины, скульптуры, графические листы с рисунками, гравюрами и акварелями, и предметы старины, главным образом, иконы.

С каждым десятилетием коллекция музея пополнялась. Сегодня она насчитывает 400 тысяч экспонатов. В музее представлены произведения древнерусского искусства: иконы «Ангел Златые власы», «Борис и Глеб», работы Андрея Рублева, Дионисия и других мастеров. Огромная коллекция произведений изобразительного искусства XVIII-начала XX веков, в которой представлен знаменитые полотна:

  • «Последний день Помпеи» Карла Брюллова
  • «Девятый вал» Ивана Айвазовского
  • «Витязь на распутье» Виктора Васнецова
  • «Бурлаки на Волге» Ильи Репина
  • «Черный круг» Казимира Малевича и работы других великих художников

Стоимость: 450 руб., школьникам, студентам и пенсионерам — 200 руб.

Адрес: Наб. канала Грибоедова, 2 м. Невский проспект

Часы работы: Пн — с 10.00 до 20.00

Вт — закрыто

Чт — с 10.00 до 21.00

Остальные дни — с 10.00 до 18.00

Александринский театр

Александринский театр по праву считается первым драматическим театром в России. Театр был учрежден в 1759 году и назван в честь супруги Николая I — Александры.

Для монаршей четы в театре построили отдельную ложу. Интересно, что после всех реконструкций здания царская ложа отлично сохранилась до наших дней: на конструкции осталась даже первоначальная узорная резьба. Билеты в ложу находятся в свободной продаже, и по сей день каждый зритель может почувствовать себя членом императорской семьи и увидеть происходящее на сцене так, как это видели русские цари. Всего в зрительном зале театра 1378 мест, 12 из них находятся в царской ложе.

В 2013 году  открылась Новая сцена Александринского театра. На ней проходят самые смелые экспериментальные постановки. Главная особенность нового здания — его сцена-трансформер, которая способна видоизменяться в зависимости от запланированного на ней мероприятия. Она подходит для проведения концертов, спектаклей, лекций и встреч с известными людьми.

Сфера деятельности Новой сцены Александринского театра не ограничивается собственно театральным искусством. На территории Новой сцены регулярно проходят выставки современного искусства, реализуются программы в области видеоарта, ведется деятельность дискуссионного клуба с лекциями, мастер-классами, семинарами специалистов в области contemporary art.

Репертуар театра традиционно составляют драматические спектакли русских и зарубежных классиков. На сцене Александринского театра состоялись практически все мировые премьеры произведений русской классической драматургии: от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. На легендарных постановках часто бывали Пушкин и Белинский, Тургенев, Островский и Блок. Здесь же Чехов переживал радость на представлении своего «Иванова» и разочарование после первой провалившейся постановки «Чайки».

На рубеже XIX-XX веков творчество Александринского театра было достаточно эклектично. На старейшей сцене тоже появилась режиссура, в которой преобладал бытовой реализм, граничащий с натурализмом. Мейерхольд утверждал на сцене праздничную театральность, яркость, роскошное декорирование спектаклей. «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» (1916), «Маскарад» (1917) последовательно развертывали перед публикой идею спектакля-маскарада, мистико-религиозного, а в теме рока «Маскарада», поставленного в канун революций, видели «гибель империи». Крупнейшим событием стала постановка на его сцене в 1955 году пьесы «Оптимистическая трагедия» в режиссуре Г.А. Товстоногова. В труппе театра работали крупнейшие артисты театра и лучшие режиссеры-постановщики — спектакль стал настоящим фурором и реанимировал образ театра после войны.

Стоимость: От 900 до 15 000 руб. в зависимости от постановки и мест

Адрес: Площадь Островского, 6 м. Гостиный двор

Часы работы: В среднем постановки длятся от 2 часов

Музей-квартира Александра Блока

9 последних лет своей жизни Александр Блок провел в Петербургской Коломне, нынешнем Адмиралтейском районе, средоточии столичных театров, картинных галерей и доходных домов с недорогими квартирами, населенными артистами, художниками и литераторами. Именно здесь поэт пережил творческий взлет и кризис, написал Двенадцать», «Соловьиный сад» и пьесу «Роза и крест», поставленную на сцене Художественного театра.

На 4-м этаже здания находится его мемориальная квартира. Здесь реконструированы интерьеры кабинета, столовой, спальни и комнаты жены. Квартира обставлена так, будто в ней все еще живут: никакой особой роскоши. На обеденном столе новинка своего времени — самовар со спиртовкой, для которого не нужны дрова и высокая труба.

Круглый стол застелен фамильной зеленой скатертью, на нем стоит керамическая посуда, которую собирала Любовь Дмитриевна, жена Блока. Ее портрет украшает столовую, где в красном углу висит венчальная икона Казанской Божией матери. Еще один образ, Спаса Вседержителя, находится над письменным столом Блока, напротив репродукция полотна Д. Б. Сальви «Скорбящая мадонна». Блок считал они невероятно похожи с его женой, поэтому и приобрел полотно.

Экспозиция, посвященная творчеству Александра Блока и его окружению, развернута в контексте литературной жизни Петрограда 1912-1920 годов. Воссоздан кабинет поэта, представлены рукописи, фотографии, уникальные автографы, иллюстрации к его произведениям и посмертная маска поэта.

Стоимость: 200 руб., школьникам, студентам и пенсионерам — 150 руб.

Адрес: Набережная Кутузова, 2 м. Невский проспект

Часы работы: Вт — с 11.00 до 17.00

Ср — закрыто

Остальные дни — с 11.00 до 18.00

 

Мариинский театр

14 октября 1860 года в Петербурге был открыт один из лучших мировых театров оперы и балета — Мариинский.

Он расположился на Карусельной площади, которая позже была переименована в Театральную. На его сцене выступали Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Вацлав Нижинский и другие звезды балета. 

Театр был назван Мариинским в честь Марии Александровны, супруги Александра II. Образ императрицы увековечен и в эмблеме театра — занавесе, который в 1914 году сшили по рисунку художника Александра Головина. Орнамент полностью повторяет рисунок на шлейфе платья Марии Александровны.

Зрительный зал главного здания Мариинского театра украшает огромная трехъярусная люстра из бронзы. Плафон люстры окружен 12 портретами известных русских писателей — Капниста, Фонвизина, Гоголя и других, поскольку изначально Мариинский театр предназначался не только для оперных и балетных, но и для драматических театральных постановок.

За кулисами Мариинского театра хранится большой колокол, который участвует в операх «Борис Годунов» и «Хованщина». Считается, что ему уже более 200 лет. Он был сорван большевиками с одной из петербургских церквей и выброшен в Крюков канал, несколько лет пролежал на дне, а в 1930-х годах его достали и передали в пользование Мариинскому театру.

С приходом в 1863 году Эдуарда Направника, сменившего Константина Лядова на посту главного капельмейстера, началась важнейшая эпоха в истории театра. Полвека, отданные Направником Мариинскому театру, отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» Мусоргского, «Псковитянка», «Майская ночь», «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» Чайковского, «Демон» Рубинштейна, «Орестея» Танеева. В начале ХХ века в репертуаре театра оперы Вагнера (среди них тетралогия «Кольцо нибелунга»), «Электра» Рихарда Штрауса, «Сказание о невидимом граде Китеже» Римского-Корсакова, «Хованщина» Мусоргского.

Возглавивший балетную труппу театра в 1869 году Мариус Петипа упрочил свою репутацию постановкой балета Глазунова «Раймонда». Его новаторские идеи были подхвачены молодым Михаилом Фокиным, поставившим в Мариинском театре «Павильон Армиды» Черепнина, «Лебедя» Сен-Санса, «Шопениану» на музыку Шопена, а также балеты, созданные в Париже — «Шехеразаду» на музыку Римского-Корсакова, «Жар- птицу» и «Петрушку» Игоря Стравинского.

Важным этапом в истории театра в 1980-е годы стали постановки опер Чайковского «Евгений Онегин» и «Пиковая дама», осуществленные возглавившим театр в 1976 году Юрием Темиркановым. В этих постановках, которые до сих пор сохраняются в репертуаре театра, заявило о себе новое поколение артистов.

Стоимость: От 400 до 9 000 руб. в зависимости от постановки и мест

Адрес: Театральная пл., 1 м. Садовая

Часы работы: В среднем постановки длятся от 2 часов

 

Кинотеатр «Аврора»

В Петербурге даже поход в кино может стать историческим. «Аврора» появилась в начале XX века и стала первым в Петербурге синематеатром. Кинотеатр открыл свои двери публике в 1913 году и тогда он назывался «Пикадилли». Зрительный зал вмещал до 800 человек, а цены билеты варьировались от 35 копеек до 1 рубля.

В советское время кинотеатр получил более народное название «Аврора», которое он сохранил до сих пор. Интересно, что кинотеатр работал даже во время войны, вплоть до отключения электричества во время блокады. Тогда там, показывали антифашистские фильмы и советскую пропаганду.

После войны и по сей день, кинотеатр считает своей основной целью показ хорошего кино петербуржцам. В «Авроре» кино  — это не развлечение, а искусство. Сегодня здесь показывают винтажные фильмы, проводятся регулярные показы камерного европейского кино, локальные кинофестивали. Также стоит отметить, что здание кинотеатра не претерпело больших реконструкций и по сей день многие залы оборудованы сценой для музыкантов, которые создавали  аккомпанемент к немому кино. Многие интерьеры кинотеатра сохранились до наших дней: историческая отделка многих залов, имитирующая декор театральных аудиторий: греческие статуи, красный бархат и мраморные колонны.

Стоимость: От 150 до 900 руб.
Адрес: Невский проспект, 60 м. Невский проспект
Часы работы: С 9 утра до 10 вечера


Анара Хайрушева