Мнение: выставка театрального плаката

2019 год – год театра в России, и пока он ещё не подошел к концу, предлагаю вам окунуться в атмосферу театра и посетить выставку плакатов, организованную с целью открыть запасники и представить широкому зрителю рекламные афиши прошлого.

В понедельник, 14 октября в здании Невской куртины, входящей в ансамбль Петропавловской крепости прошло открытие выставки «Золотой век ленинградского театрального плаката. 1950–1980-е», организованной Государственным музеем истории Санкт-Петербурга. Мне посчастливилось урвать пригласительный и посетить событие в числе первых.

В коллекции экспозиции представлено около сотни произведений графического искусства от времен оттепели, до перестройки. Стены залов украшают плакаты Михайловского и Мариинского театров, Ленсовета, БДТ, театра «На Литейном». Многие работы экспонируются впервые.

Дождь стеной не помеха настоящим ценителям искусства, так что бодро шагаем по брусчатке на встречу с театральным плакатом. Слышу, как Настя кричит в спину: «Помедленнее, я на каблуках». Красота требует жертв. Блуждая среди поворотов крепости, наконец, находим нужный вход. В зале толпятся гости, свет прожектора играет на потолке и отражается от стеклянных витрин, где висят плакаты. Дизайн выставки совершенно космический, будто в клубах, если бы не возраст зрителей, смело можно было бы «благословить на рейв».

 

Три зала выставки разделены по времени создания плакатов и на основе объединяющих графических особенностей. «Стиль и стилизация: цитаты и диалог с источником», «Типографика», «Визуальная метафора». Поражает проделанная работа оформителей и дизайнеров, с каким внимание подобраны композиции экспонатов.  В последнем зале иконография встречается со стенографией. Костюмы, декорации, сцена, плакат – гармония цвета и стиля.

Каждый экспонат выставки уникален, плакат – не просто рекламный инструмент информирования, а настоящее и полноценное произведение искусства. Как в одном листе А3 передать все два, а то и четыре часа постановки? Какими графическими приемами «вырвать» прохожего из толпы, заставить остановиться и вглядеться в яркое пятно на стене театра,  при этом соблюсти стиль постановки, передать настроение и характер?

Проходя сквозь залы, замечаешь как менялись стили и время, шрифты, краски, декоративные приемы. Но не смотря на почтенный возраст экспонатов, они и сейчас производят впечатление современных, актуальных примеров типографики. Крупные формы, минимализм, резкие, четкие линии.  Мост между прошлым и будущим. И даже не верится, что еще каких-то 30-40 лет назад реклама была именно такой. Яркой, красочной, созданной руками художника, с любовью и теплотой. Культура театрального плаката давно прошла, но тем ценнее стали плакаты. Из разряда многократно отпечатанных афиш, они перешли в разряд музейных произведений искусства.

Особенно значимыми работами на выставке являются плакаты Народного артиста СССР, театрального режиссёра, сценографа, педагога, художника Николая Павловича Акимова. Во время работы в Ленинградском театре Комедии и театре Ленсовета, будучи художественным руководителем в первом и главным режиссером во втором соответственно, создавал афиши для спектаклей, а также занимался оформлением сцены.

Выставка будет особенно полезна графическим дизайнерам, коим я и являюсь сама, а также художникам и просто любителям театра. Сходить туда стоит только лишь за вдохновением и оценить блестящее во всех смыслах оформление.

Адрес: Петропавловская крепость, Невская куртина
Время работы: ежедневно с 11:00 до 18:00, вторник — с 11:00 до 17:00, выходной день — среда. Выставка продлиться до 10 мая
Стоимость: взрослый — 200 р., студенческий — 100 р.

 


Анна Куфельд