Мнение: выставка И. Е. Репина в Русском музее

Что может быть лучше, чем в холодный октябрьский день согреться в залах теплого музея? Это и приятно и полезно, не все же дома сидеть. Культурная столица все-таки. Надевайте пальто и вперед, за мной, в коридоры Русского музея.

4 октября в Корпусе Бенуа Государственного Русского музея открылась выставка, приуроченная к 175-летию со дня рождения И. Е. Репина. Выдающегося живописца, имя которого на данный момент носит Академия художеств. 

Анна Куфельд сходила в музей в один из первых дней открытия выставки. 

У дверей музея очереди. Очереди. Очереди. Кажется, будто люди только и живут за тем, чтобы стоять в очередях. Входить на выставку лучше всего с набережной канала Грибоедова. Мало людей знают, про дополнительный вход в корпус Бенуа, и это сыграет вам на руку. Стою среди пожилых элегантных женщин — истинных ценителей искусства. Приходить в музей нужно только для того, чтобы вернуть этим людям веру в молодежь. 

По студенческому университета прохожу бесплатно. Надпись на билете гордо гласит: работники Минкультуры. В гардеробе снова. Очередь.  

Первый зал — зеленый, ближе к морскому, теплый свет софитов, подпись автора на стене. Открывает экспозицию дипломная работа мастера – «Воскрешение дочери Иаира». Стены украшают многочисленные наброски и подготовительные рисунки. Одна из главных особенностей выставки — огромное количество эскизных материалов. Путь художника, его кропотливый труд, мысли, сомнения — все в этих линиях и крафте. «Диоген и мальчик» эскиз-вариант на малую золотую медаль, уничтожен автором. Знакомая фраза для каждого художника. Мы сами самые большие критики собственного творчества. 

Стену украшает цитата Репина: «За долгие годы мечтаний, стремлений, отчаяния я, наконец, попал в желанную среду и смог учиться обожаемым предметам». Сколько же правды в этих словах. Сколько любви к искусству. 

Прохожу дальше и попадаю в Париж, так любимый художником. Он шумит, дышит и пестрит красками. Лица, фактуры, тона. Кажется, можно пройтись по нему, услышать шарманщика, разносчика газет, вдохнуть воздух столицы. Париж удивительно плавно  переходит в подводное царство, и в центре зала возвышается «Садко». Вот уже зелено-морские стены плывут вместе с девушками с полотна. 

Морские мотивы сменяют синие стены. Перед зрителем «Бурлаки на Волге». И снова наброски, зарисовки, подготовительные холсты. Художник хотел показать всю тяжесть работы, боль и отчаяние. Внимание к деталям, огромный труд стоящий за финальной картиной. Истинная преданность своему делу.

Красный зал — подготовительные работы к «Крестному ходу», многочисленные наброски верующих с иконами и священнослужителей. Следом — галерея портретов композиторов и писателей: Фет, Чуковский, Мусоргский, Глинка, Бородин. Портреты — лейтмотив творчества Репина, сопровождали художника всю его жизнь, раскрывали необычайный талант. Прохожу мимо посетительниц и слышу обрывок разговора: «Конечно, портретист великий». Лучше и не скажешь.  

Живописные полотна сменяются графическими работами, а в последнем зале уже «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и лысая круглая голова казака «выпадает» на зрителя. Цитата И. Э. Грабаря рядом с работой метко подмечает «Репин — совершенный Гоголь в красках…»  

Выставка делится архитектурой музея на две части. Вереница залов заканчивается, а 250 работ художника и не думают. Перехожу во вторую половину. Снова зеленый зал. «Не ждали». Обои на стене картины удивительно гармонируют с цветом стен. С обратной стороны злыми глазами смотрит «Царевна Софья в Новодевичьем монастыре». Самоотдача и обостренное чувство гражданской ответственности не позволяют Репину обходить стороной политику. Он пишет крестьян, революционеров, солдат, перенося драму маленького человека на свои полотна.

Противоположность озлобленной Софье — подвиг святого на картине «Николай Мирликийский избавляет от смерти трёх невинно осуждённых». 

За революционерами и народовольцами красный зал государственных приемов и портретов. Николай II в парадных залах Зимнего дворца и Александр III среди волостных старшин.

Последний зал выставки — синий, но стены его горят красным огнем революции и гражданской войны.  Завершают экспозицию портреты из эмиграции и «Гопак». Яркий, мятежный, красный и золотой вихрь красок. Репин всегда мечтал, чтобы его родная Россия стала республикой, и идеал свободы видел в запорожцах, не случайно мотивы революции перекликаются в одном зале с танцем вольных казаков. 

Выхожу на мощеную набережную у музея и понимаю, что точно вернусь. И не один раз. Чего и вам советую. 

Адрес: Инженерная, 4
Время работы: ср — вс с 10:00 до 18:00, чт — с 13:00 до 20:00, пн — с 10:00 до 20:00, выходной день — вторник
Стоимость: на выставку взрослый — 500 р, студенческий — 200 р.


Анна Куфельд