Мнение: фильм «Про уродов и людей» Балабанова

Алексей Балабанов (1959 — 2013) — один из самых известных режиссеров постсоветского пространства, который за свою жизнь снял порядка 20 полнометражных фильмов. Для большинства людей он прежде всего известен серией фильмов “Брат” (1997) и “Брат 2” (2002). Но между этими картинами вышла менее известная, но не менее занятная его работа — “Про уродов и людей”. Фильмвышел на экраны в 1998 году, спустя всего год после нашумевшего “Брата”.

Как и все другие фильмы Балабанова, он снят на плёнку, а его особенностью, которую зритель не найдет ни в одном другом фильме, является съемка уличных сцен во время белых ночей (действия происходят в Петербурге), что придает особый шарм и эстетику происходящему по ту сторону экрана.

“Про уродов и людей” рассказывает историю двух благополучных семей доктора Стасова и инженера Радлова, а также владельца фотостудии Иогана с несколькими его подчиненными. В этой самой фотостудии производятся порнографические фотографии, которые Иоган распространяет среди членов семей и их прислуги. Действия фильма проходят в начале 20 века, когда данная индустрия лишь зарождалась и была своеобразной подпольной революцией. Эти порнографические карточки за короткий срок рушат семьи, превращая людей в тех самых уродов, и наоборот. А словом “уроды” в фильме называют сиамских близнецов Колю и Толю, которых усыновил Стасов (Виктор Иванович, подчиненный Иогана, на протяжении всего фильма уделяет им особое внимание из-за их внешности, называя их при этом уродами). Но по мере развития сюжета становится понятно, что настоящие урод не тот, кто выглядит не так, как все. Именно это и есть основная мысль фильма. Пороки поглощают каждого, кто хоть как-то был замешан в эту историю, превращая их из обычных людей в уродов, одурманенных запахом порока.

“Про уродов и людей” — это фильм, показывающий настоящих уродов и настоящих людей. Это фильм, поднимающий актуальную для любого времени и места проблему и  делающий это доходчиво и красиво.


Дмитрий Чернышов