Личный опыт: Олег Романцов о съёмках студенческого кино

25 октября в Городском студенческом центре пройдет предпремьерный показ фильма «Чистота белой ночи», режиссером которого стал студент ВШПМ Олег Романцов.

В студенческих кругах нашего вуза Олега давно знают как незаурядного видеомейкера и теперь мы с радостью ждем показа его самой большой киноработы. В ожидании премьеры мы пообщались с Олегом о самом фильме, реализованных проектах и эффективности образования в сфере кино.


С каких пор ты занимаешься видеосъемкой?

Я всегда любил фотографировать. В 15 лет отец подарил мне пленочный фотоаппарат и я стал снимать. Получались неплохие снимки, как мне говорили друзья. С переходом на цифровую камеру, я открыл для себя функцию видеосъемки. Изначально мы с друзьями снимали разные скетчи, смешные видосы, зарисовочки. Со временем я понял, что это можно делать не только ради смеха и веселья, но и доносить до людей свои мысли.

Где-то в 2015 году я снял первый короткометражный фильм, назывался он «Сон». Мы собрались с моими друзьями — художником Ваней Смирновым и Сережей Жокиным, и решили снять сюрреалистичную зарисовку. Это была первая работа, которая носила художественный характер.

Где и как ты развивал навык видеосъемки?

В вузе я познакомился с ребятами из Студсовета и поехал в качестве видеооператора на свой первый выезд «PROJECTOR». Это было первое, что я стал делать для университета. Тогда я был всего один оператор и работал с утра до ночи. Мы почему-то решили, что было бы здорово делать видеоотчет за каждый день и показывать его с утра. Поэтому все видеооператоры Прожектора мучаются по сей день с монтажом в ночь. Тем не менее, мы успевали и веселиться и работать. Там всегда была добрая и хорошая атмосфера.

Благодаря работе в Студсовете я обзавелся полезными знакомствами и связями. Это всегда самое главное, что есть у нас — что мы можем общаться с людьми, дружить и друг друга поддерживать во всех начинаниях.

Проходил ли ты какие-то образовательные курсы по кинопроизводству, видеосъемке?

Нет, не было. Были только курсы, когда я только поступил в наш университет, творческие лаборатории от ЦСТД. Нас было в группе человек 5, мы просто смотрели кино, обсуждали его. Я считаю, что образование в сфере кино, грубо говоря, это просто тусовка. Плюс киношколы в том, что ты крутишься в этой среде. Ещё у некоторых студентов есть возможность брать оборудование на курсовые работы, что немаловажно, потому что арендовать свет, камеру хорошую – это стоит денег, и для молодого кинематографиста это серьезные затраты. Плюс кинообразования — что ты можешь общаться и взаимодействовать с людьми, которым это интересно. Есть, конечно, моменты, когда ты чувствуешь нехватку базовых вещей в технической сфере, но сейчас это все можно узнать с помощью литературы. Я считаю, что если в плане режиссуры хочешь куда-то продвинуться, надо много читать, смотреть кино и, конечно, снимать, потому что без пробы пера, как говорится, ничего не получится.

Еще меня стали увлекать подкасты, где например, разбирают какую-нибудь картину по цветовому решению, почему режиссер применил те или иные цветовые схемы, чтобы передать настроение. Можно посмотреть “…and Action!”, kaptainkristian, Patrick (H) Willems, MovieScience, но это больше для развлечения, посмотреть за завтраком.

Можешь поделиться литературой, которую ты изучал?

Первое, что мне попалось в руки – это книга Александра Митты «Между раем и адом» (о том, как правильно писать сценарии). Потом я читал, было прям интересно, книгу Андрея Тарковского «Уроки Режессуры». Затем про композицию были книги – Брюс Блок «Визуальное повествование. Создание структуры фильма, ТВ и цифровых медиа». Потом я стал больше читать художественную литературу, потому что в ней больше правды.

Почему ты пошел учиться на рекламу в ВШМП, а не в КиТ, например?

Не знаю, мне нравилась реклама изначально. Моя мечта была снимать рекламные ролики, клипы. Меня всегда это вдохновляло, потому что в такой небольшой хронометраж ты можешь заложить какую-то мысль, идею, показать мир. Ну и, конечно же, в рекламе и в клипах всегда бюджет больше, есть возможность реализовать свои идеи в полной мере.

Ты основал творческое объединение «90». Расскажи, как оно возникло, кто в нем состоит и чем занимается?

Вся эта история началась, когда я еще жил в Воронеже я ездил по самому популярному транспортному маршруту «90», который ехал через весь город и вел меня от дома до спортивной школы, где я занимался плаванием. Во время пути иногда сочинял стихотворения, а потом решил создать одноименный паблик и выкладывать свои работы. Потом я нашел единомышленников в университете и мы стали организовывать творческие встречи, на которых рассказывали друг другу стихи, затем стали делать отчетные концерты. Дальше помимо стихов я начал публиковать то, что меня вдохновляло, зацепило. Когда я переехал в Петербург, я продолжал вести паблик, где постил работы знакомых и друзей. Я познакомился с ребятами из «Кино и телевидения», у которых был доступ к профессиональному оборудованию и мы с ними решили сделать фильм. Сформировалась съемочная группа, с которой мы сняли самый серьезный на тот момент проект, в котором я участвовал – короткометражный фильм «Прямоугольник». После этого у нас образовалось что-то вроде продакш-объединения. Вскоре пошли заказы на коммерческую съемку и рекламу, над которыми мы работали вместе. Сейчас там собрались ребята, которые представляют полный цикл продакшена: художник-постановщик, оператор-постановщик, художник по костюмам, декоратор, люди, которые помогают при съемках. Например, если сцена в павильоне, то нужен реквизитор, который ищет необходимые вещи. Есть рабочие, которые помогают клеить обои, что-то передвигать и так далее. Грубо говоря, это даже не команда, а семья.

Какие проекты были реализованы в «90»?

Первый проект был короткометражка «Сон». Второй проект – участие в фестивале ультракороткого метра (15 секунд). Я снял 3 такие новеллы про боксера, маскота, и проститутку. Вместе они назывались «Холод». Следующим мы сняли «Прямоугольник», а потом рекламу для автодомов. Целую неделю мы провели в Европе, жили в автодоме, побывали на концерте Placebo. Сняли хороший ролик. Было очень круто. Еще снимали рекламу Малафееву про горнолыжный курорт Любогорье.

Также я принимал участие в съемках ролика для Dior. У моей знакомой мама работала маркетологом Dior по северо-западу, и у них внутри компании был конкурс на активацию нового аромата. В итоге наш ролик победил в одной из номинаций, и их коллектив поехал в Париж на презентацию этого аромата.

25 октября ты и твои коллеги из «90» проводите предпремьерный показ фильма «Чистота белой ночи». О чем это кино?

Каждую ночь парню снится один и тот же сон. Он встречает девушку своей мечты. Только во сне он перестает быть одиноком и начинает верить в любовь. Сновидение помогает ему уйти от обыденной реальности и проблем. Но во сне существуют свои правила…

Это кино, созданное под вдохновением от рассказа Гарсиа Маркеса «Глаза голубой собаки». Я был впечатлён лёгкостью и образностью произведения. История нашего же фильма про то, что мы все живем на большой планете и у каждого есть где-то вторая половинка. Мы не можем никак связаться в силу ярлыков, которые навешиваем на всё подряд и это остается как-то в пелене, недосказанности, нерешительности. Этой пеленой является как раз-таки массовая культура, которая нас всех в чём-то ограничивает и навязывает каноны красоты, поведения и понимания понимания того, что происходит и окружает нас.

Это твой самый большой проект?

Да. Чем больше хронометраж, тем сложнее проект. В данном случае он составил 27 минут. Хочется, чтобы история цепляла человека и он с ней больше оставался, а чем больше хронометраж, тем больше нужно всяких инструментов, которые удержат внимание. От этого и сложность.

Сколько времени прошло с начала производства фильма и до его премьеры?

Идея пришла в 2016 году. Сценарий написал в апреле-мае 2017, затем начался продакшн. Это история длиной 2 года.

Какой бюджет? Какие ресурсы были задействованы при съемке?

В него вкладывались личные средства съемочной группы и там особо учёта не было. Скорее всего около 300 тысяч рублей. Трансфер и павильон нам дал СПбГИКиТ. В киноаренде нам, как студентам, сделали большую скидку — 50%. Это очень помогло сэкономить нам средств. Вся съёмочная площадка работала за идею, мы сразу решили, что никто не будет получать за это гонорары, но все работали на износ. Последнюю сцену мы снимали в нашем университете. Спасибо ему и лично Антону Гандрабуре, что дали нам площадку в Городском студенческом центре. Также снимали на квартирах у друзей, на лестницах, в парадной друга.

Сколько человек работало над созданием фильма?

В административной части съёмочной группы было 15 человек. Также были люди, в основном рабочие, массовка, которые менялись в зависимости от локации. Это были люди из университета, друзья, и просто те, кто встретился на моём жизненном пути и решил помочь. Например, Сережа Жокин. Мы с ним учились и давно работаем вместе. Для «Прямоугольника» он писал саундтрек и сейчас тоже сделал две композиции и темы для появления артистов. Потом, Анастасия Галаган, с графдизайна. Она помогала искать актеров массовых сцен и исполняла роль реквизитора. Митя Рыбин делал моушен-дизайн. Анимационные вставки – Николай Задорожный. Очень сложная работа как для него, так и для меня, потому что у меня не было опыта режиссировать анимацию, а у Коли не было опыта в рисовании анимации. Причем Коля делал это дистанционно из Крыма. Мы общались в мессенджерах и как-то друг друга пытались понять. Рита Угольникова исполняла главную роль в фильме, роль Милы.

Какова дальнейшая судьба фильма?

После премьеры я посмотрю ещё на большом экране, как это все будет. Когда ты видишь фильм в зале, а не за монитором, ты воспринимаешь фильм как произведение конечное. Потом перевод фильма на английский язык (субтитры, титры). Дальше идет фестивальная история фильма. Можно отправлять в Европу и Азию. По России не знаю, но я хотел бы сделать премьеру фильма на фестивале «Святая Анна», который в Москве проходит. Это один из самых крупнейших фестивалей студенческого кино, где действительно можно обрести новые знакомства и инвесторов. После того, как показываешь фильм на большом экране, он уже живет отдельно. Его воспринимают зрители, и уже они дают ему жизнь без художников, без творцов. Он как-бы опускается в собственное плавание.

Как  думаешь, сколько тебе нужно ещё времени, чтобы созреть на полный метр?

Я вот начал писать сценарий, но, понятное дело, это колоссальный труд. Потребуется постоянная вовлеченность, и если это делать также как студенческое кино, то не будет так качественно и круто. Чтобы что-то получилось, нужно не просто снимать, а уже работать конкретно, отдаваясь полностью процессу.


Предпремьерный показ фильма «Чистота белой ночи» пройдет 25 октября в ГСЦ (Вознесенкий, 46).