Лайфхак: как учиться максимально эффективно
Paul Karikh ответил на вопрос: «Как максимально эффективно учиться в университете, чтобы учеба приносила наибольшую пользу?». Супер-мега полезная статья не только для первокурсников, но и для всех, кто берется за обучение.
1. Во-первых, нужно ходить на лекции и семинары. Это кажется очевидным, но поскольку в университетах далеко не всегда за студентами следят также, как в школе, может возникнуть соблазн просто пропустить пару. Помимо того, что студент пропустит материал, есть еще и вторая проблема — чем больше он пропускает, тем больше ему хочется пропускать.
2. Выясняйте, зачем вам в учебной программе нужен тот или иной предмет. Первая лекция по предмету — отличный повод задать такой вопрос, тем более, что часто первые лекции по предметам — вводные. Иногда может показаться, что преподаваемый предмет вам не нужен, потому что прямо сейчас пользы вы от него не видите, а преподаватели вам не сказали. Спрашивайте. Как правило, выясняется, что предметы, которые на первом курсе казались вам ненужными, на третьем курсе оказываются очень нужными, но абсолютно не выученными.
На вводных лекциях дают список литературы — запишите его. Иногда дают на выбор несколько учебников — не ленитесь просмотреть несколько и понять, в каком автор излагает наиболее понятно конкретно для вас. Иногда может оказаться и так, что одни темы изложены хорошо в одном учебнике, а другие — в другом. Не ленитесь брать в библиотеке все, что есть по списку, данному преподавателем.
3. На лекциях и семинарах нужно вести конспекты. Даже если лекция скучная, все равно нужно. Конспекты полезно вести разными цветами ручек и маркеров, делать пометки, если где-то по ходу лекции не понятно и не получается уточнить сразу — отметить, чтобы вернуться к этому вопросу (вернуться к этому вопросу можно будет после лекции или на консультации перед экзаменом, когда вы внезапно обнаружите, что у вас недостает материала по какому-то билету). Если вы пропустили пару, то очень полезно переписать (руками, чтобы запомнить, а не просто отсканировать, как делают некоторые) чужой конспект, причем желательно брать его у человека, который конспектирует хорошо и сам, а не переписывает у кого-то, пропуская информацию из-за лени и мысли, что это не пригодится.
4. Если у вас после лекции остались вопросы, например, потому что какая-то часть материала вам все равно осталась непонятна, то очень полезно подойти с этими вопросами к лектору. Возможно, не все преподаватели будут этому рады, но лично я таких не встречал. Обычно они с радостью отвечают на вопросы и могут другими словами объяснить что-то специально для вас (или хотя бы скажут, где можно прочитать альтернативное изложение материала). У такого подхода есть и другой бонус: во-первых, преподаватель вас запоминает, во-вторых, он запоминает также то, что вы учитесь, а не сидите на паре в соцсетях, а значит, он не просто так распинался почти полтора часа. Это может стать приятным бонусом на экзамене, если сдавать вы будете ему.
5. Это тоже кажется очевидным, но нужно делать домашние задания, если они есть. Домашняя работа — это не только способ узурпации времени студента, но еще и часть обучения — вы повторяете материал, который прошли в университете, и практически его применяете. Потому что часто бывает так, что пока преподаватель рассказывает — все понятно, а когда нужно повторить самому — непонятно уже ничего. Это отличный способ разобраться с материалом и «набить руку«.
Важно понимать, что российское университетское образование подразумевает значительное количество времени, затрачиваемое студентом на самоподготовку и проработку материала. С этим можно соглашаться, можно не соглашаться, но изменить вы это скорее всего не сможете, поэтому самое разумное — учитывать этот факт и адаптироваться к нему.
6. Вечером после лекции (или как придете домой) пройдитесь по вашим конспектам еще раз. Не просто потому, что вы такой зануда и вам больше заняться нечем, а потому что существует так называемая кривая забывания (на основе нее даже есть специальные программы для заучивания слов). Суть в том, что для хорошего запоминания информацию лучше повторять через определенные промежутки времени. Вы потратите на это полчаса или час, но сэкономите немало нервных клеток на экзаменах (а возможно, эта информация пригодится вам и на работе).
7. Готовьтесь к сессии заранее. В студенческой среде есть определенный ментальный вирус — идея о «типичном студенте», который весь семестр забивает на учебу, и учит весь курс за ночь перед экзаменом. Старайтесь не быть таким типичным студентом, потому что такой студент с очень большой вероятностью забудет все, как только выйдет за двери аудитории, в которой сдавал экзамен.
Если вы хорошо учились в течение семестра, для вас сессия не будет таким стрессом, как для остальных. Распределите подготовку, правильно питайтесь и высыпайтесь (сон очень важен для обучения, и не только во время сессии — потому что во сне мозг упорядочивает полученные знания).
Некоторые преподаватели говорят, что если вы учились в семестре, то готовиться к сессии вам и не нужно, ведь вы и так уже знаете то, что будете сдавать. Их слова звучат как издевка, но определенная логика в этом есть.
8. Старайтесь выбирать темы курсовых и дипломных работ так, чтобы они вам были действительно интересны (а еще лучше, имели профессиональное практическое применение). Если у вас есть тема, которая вас очень интересует, то вы можете делать несколько курсовых по этой теме, развивая ее, и основать на них диплом. Такой диплом будет куда интересней и полезней лично для вас. Да и защищать насыщенный диплом, а не пустышку, намного интересней, приятней и даже легче.
Выбирая научного руководителя, старайтесь выбрать того, кто действительно разбирается в вашей теме. Посоветуйтесь со старшекурсниками — они отговорят вас от руководителей, которые могут создать вам проблемы в силу своенравного характера и самодурства.
Делайте курсовые и дипломы заранее. Не идите на поводу у большинства, которое делает дипломы и курсовые в последний момент, или вообще скачивает и правит под себя. Это все те же самые «типичные студенты», и это ни разу не эффективный подход к обучению. К тому же, вряд ли вы пройдете нормоконтроль (требования по оформлению работы) с первого раза.
Готовьтесь к защите работы тоже заранее. Делайте слайды, распечатки, план доклада. Продумывайте и репетируйте, если надо. Спрашивайте старшекурсников и преподавателей о том, как лучше организовать доклад.
9. Курса с третьего постарайтесь найти какую-то практику, подработку или стажировку. Это поможет вам избежать известной проблемы, о которой говорят многие выпускники: «без опыта не берут, а опыт взять негде». Выход простой — начинайте проходить бесплатные стажировки в компаниях по специальности. Так вы получите тот самый опыт, а заодно проверите, действительно ли вы правильно выбрали профессию и специальность, и если не угадали, будет время скорректировать.
Стажировки часто не оплачиваются потому, что студент приносит не так много пользы, как ему кажется. Его нужно обучать, его нужно дисциплинировать, за ним нужно перепроверять и даже иногда исправлять. Так что выгода, которую компания получает от вашего труда, по большей части нивелируется трудом, который нужно совершать другим сотрудникам, чтобы вас сопровождать. Впрочем, иногда стажировки и оплачиваются (правда, скорее символически).
Возможно, будет очень обидно торчать на работе летом или после пар, в то время как ваши однокурсники будут веселиться, развлекаться, тусоваться, а возможно даже смеяться над вами. Не отчаивайтесь — вскоре после выпуска вы поймете, что делали все правильно и использовали имеющиеся силы и время с пользой.
10. Отдельно нужно сказать про однокурсников. Вы проведете с ними 5-6 лет, и они на протяжении этого времени будут вашим окружением, а значит, будут влиять на вас. Университетские знакомые могут вам помочь во время и после окончания университета (отчасти, именно этим сильна Лига Плюща в США — там среди ваших однокурсников будет очень много будущих политиков, успешных профессионалов, предпринимателей), а могут просто расхолаживать. Если на вашем потоке много тех, кто поступил на вашу специальность потому что она им нравится и интересна, скорее всего, эти люди будут стараться хорошо учиться, будут «в теме». Общаясь с ними, вы будете развиваться и расти профессионально, «тянуться» за ними. Если же у вас на потоке много тех, кто поступил на специальность потому что надо было куда-то поступать, то они вряд ли станут для вас высокой планкой, за которой вы будете тянуться. С ними можно будет весело провести время после пар (а часто и на парах), но вряд ли они помогут вам эффективно учиться в университете.
Успехов! И помните, что усидчивость и трудолюбие в университете еще никому не мешали. Вы можете потратить эти 5-6 лет впустую (и присоединиться к тем, кто разглагольствует о бессмысленности и бесполезности высшего образования в России), а можете заложить фундамент для интересной и успешной карьеры. Если учиться, а не сачковать, то даже отсутствие вашей alma mater в списке топовых университетов не станет для вас серьезным препятствием. А если сачковать, то даже самые лучшие преподаватели в самом лучшем вузе вряд ли вам помогут.
Источник: https://thequestion.ru/