Интервью с художником Олегом Яхниным о современном искусстве и успехе

На протяжении 4 месяцев (21 сентября-18 декабря) музей современного искусства АРТМУЗА проводил 5-й Всероссийский конкурс молодых художников “Муза должна работать” 2018-2019. Участниками конкурса могли стать художники разного уровня в возрасте от 16 до 35 лет. И вот впереди финальный этап.

20 декабря в “АРТМУЗЕ” состоится награждение призеров и победителей, а также открытие выставки с работами участников. В преддверии события наш журналист Анна Алексашенко встретилась с главным членом жюри конкурса — Олегом Яхниным.

Яхнин Олег – заслуженный художник РФ, член-корреспондент Академии Гуманитарных наук, заведующий кафедрой графики негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Института декоративно-прикладного искусства, профессор, Член правления Союза художников России в Санкт-Петербурге, автор проекта и руководитель Международного Триеннале Графики СПб.


— В каком направлении движутся участники конкурса “Муза должна работать” из года в год?
— С этим были трудности. Я отсматривал каждую работу: 20-ый, 30-ый, не мог никого отметить, а потом бац и что-то появилось, потом еще и еще. Но здорово, что так много заявок — 831! И чем хороши конкурсы — это то, что они открывают проблему состояния искусства сейчас. Там можно видеть, как реально обстоят дела, ведь участвовать может каждый. Есть замечательные работы, где видны интересные пластические и цветовые решения, и конечно-же, выделяются мастера. Их сразу видно, среди участников они есть.

— Художнику обязательно учиться?
— Здесь у меня достаточно точная и строгая позиция: обучаться надо, но это может и навредить, зависит от учителя. Это дает определенные необходимые навыки и умения. Но есть такие одаренные люди, что как-то Бог наделил, они все равно учатся, но другим способом: «насмотром». Они наблюдают и быстро схватывают. Я таких людей знал. Но они крайне редкие. Бывает, подчас «сверкнут» и исчезают.

— Какие книги посоветуете прочитать нашим студентам?
— Во-первых, это классические произведения. Например, Чехов: это потрясающий, совершенно удивительный мир человека, много чему можно поучится. Более современные – это Юрий Трифонов, Улицкая, много можно назвать. Я всегда обобщаю. Например, в философии нет единого философа. Надо смотреть и Ницше, и Канта, и Розанова, и Ильина, и Бердяева. Зачитаешься.

О. Яхнин и А. Алексашенко в Артмузе

— Кто из художников был для вас образцом в студенческие годы?
— Я всегда говорю: «Чего-то одного единственного, чему поклоняешься, нет и никогда не бывает». Правда, я могу назвать Микеланджело. Это пример служения искусству, величина. Тут я никого не могу рядом поставить. У Микеланджело даже нет смысла выбирать работы, там пример целиком. Это уже даже не человек, это что-то невероятное, что создано в искусстве. Вообще, у меня много разных кумиров: в отечественной и заграничной живописи, в скульптуре, графике, картине. Это старые, и современные, учителя и ученики. Искусство не бывает единым, оно разнообразно.

— Есть фильм «Полночь в Париже», где главный герой попадает в прошлое, в ту эпоху, которая ему больше всего нравилась. А у вас есть такая эпоха?
— Мне нравится эпоха 19 века, особенно конец. Это по отношению к искусству. А если сравнивать, то я бы сейчас отстегнул 40 лет назад, когда я был счастливый, молодой, когда было потрясающее искусство, но это уже прошло. Сейчас другие времена и условия, все иначе. Но любой человек хотел бы вернуться в свою молодость. Например, моя замечательная жена, филолог, всегда говорит: «Как я хочу попасть в 50-е годы и 60-е». Ей очень хочется это все увидеть, но она там не жила, она не знает.

— А с каким человеком из истории вы бы провели день?
— Я бы провел день с человеком скрюченным, с горящими глазами, энергичным, с кисточкой в руках и с резцом — это был бы Микеланджело Буонаротти.

— Возможно ли появление такого человека в наше время?
— Дело в том, что сейчас совершенно другие условия: возможно появление творцов другого плана. На данный момент в искусстве нет развития: больше зрелищ, перфомансов, развлечений, все настроено на это. Но искусство не выигрывает от этого. А вот возникновение крупной серьезной личности возможно, например, в науке. Она сейчас очень бурно развивается. Или в политике.

— У вас бывает творческий кризис? Если да, то как вы справляетесь?
— Да, у творческих людей возникают такие моменты, потому что процесс создания требует много затрат умственной и физической энергии. Когда-то я занимался спортом:  был шестикратным чемпионом Приморского края и мастером спорта по классической борьбе. Но когда я поступил в академию, обучение забрало меня целиком и полностью, и я решил тренироваться не профессионально, а самостоятельно. Я и сейчас продолжаю: хожу в фитнес-клуб, бегаю, плаваю, катаюсь на велосипеде. Это очень помогает физически. А вот духовно, чтобы шла положительная жизненная химическая реакция, то это когда в доме все в порядке. Сейчас у меня, слава Богу, все хорошо: мастерские, дом, рядом любимая жена, дети. Для меня главное, чтобы были физические силы для создания произведений и благоприятные условия. Но это все должно приходить постепенно: я 11 лет жил в общежитии и это была серьезная наука: дисциплина и условия, которые терпишь и можешь перетерпеть.

— В каких направлениях работают ваши студенты из Института Декоративно-прикладного искусства после учебы?
— У каждого есть свои наклонности. Одна ученица шьет платья, другая работает в направлении экслибриса (книжный знак, удостоверяющий владельца книги. Наклеивается или проставляется печатью на левый форзац, — прим. «Сарафана»). Это направление сейчас очень развивается, устраиваются мировые конгрессы. Этим летом был конгресс в Праге, следующий будет уже в Великобритании. Это хорошо оплачивается, много заказов. Также мои ученики работают с иллюстрацией книг, в печатной графике.

— Вы много путешествуете. Какая страна, город нравится больше всего?
— Надо сказать, периодами: когда-то давно меня очень тянуло в Бремен, в Западную Германию. Я там часто бывал. И в Париж. А сейчас, в основном – это Китай. У нас тесные взаимодействия в художественной сфере, часто там бываю, езжу туда больше 20-ти лет. В Китае очень любят искусство. 10 декабря в Пекине открылась моя персональная выставка. В основном я езжу в Харбин. У меня там друзья, и мы делаем большой проект, но это пока секрет.

— Какой главный секрет вашего успеха?
— Конечно-же, это работать и делать. Первый мой успех был давно, полвека назад, а сейчас все по-разному: где-то так, где-то иначе. А самый главный мой успех – это то, что я до сих пор занимаюсь своим любимым делом и могу этим заниматься.

— Фихте задумывался о вопросе цели ученого. А как по-вашему, в чем заключается цель художника и его предназначение?
— Как у любого творца, цель – это творить, создавать свой мир, воплощать свои идеи в жизнь. И это даже не потому, что хочется какого-то бессмертия, признания, а это просто уже конституция такая, деление организма, что надо. Иначе просто жить бессмысленно.


Анна Алексаншенко