Глянцевые журналы: история создания

Глянцевые журналы давно стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мир глянца настолько разнообразен, что каждый может найти издание на свой вкус: от домохозяек до автомобилистов. Глянец выступает для читателя в роли путеводителя или наставника, определяющего интересы и убеждения. Фотографии, сделанные известными фотографами и напечатанные на бумаге высокого качества, демонстрируют жизнь, к которой надо стремиться, а размещенный рядом текст как бы подсказывает, как стать успешным жителем современного мегаполиса.

Многие считают, что глянцевые журналы стали порождением массовой культуры, однако глянцу пришлось пройти тернистый путь, прежде чем обрести всемирную популярность.


Первые глянцевые журналы появились в Европе в начале ХVII века и лишь отдаленно напоминали современные. Вместо стильных фотографий на страницах модных журналов были раскрашенные картинки, а бумага была желтой и шершавой. Изначально перед глянцевыми журналами стояла задача нести моду с подиумов в народ, поэтому они были наполнены изображениями актуальной одежды и аксессуаров. Позже мастхэвы тогдашнего гардероба дополнились эскизами разнообразной мебели и интерьера. Журналы подсказывали читателю, какой цвет и фасон следует выбрать, чтобы соответствовать главным трендам сезона. Спектр глянца постепенно расширялся и, кроме журналов, посвященных моде, стали выходить издания о культуре, новинках в области литературы и о научных открытиях.

В 1672 году свет вышел журнал литературно-критического содержания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»). Людовик XIV лично поручил руководить «Галантным Меркурием» Жану Донно Де Визе, литератору, журналисту и преуспевающему издателю. В модном журнале работали известные французские художники, в том числе, Абрахам Босс и Боннар. Рубрика светской хроники имела особый успех у аудитории: в ней освещались светские события, велась литературная полемика, а также печатались модели одежды с пометками, где и когда их можно носить. Первой модной публикацией в первом модном журнале стала гравюра, изображающая наряд принцессы Марии-Луизы Орлеанской во время свадьбы с королем Карлом II.

С конца 17-го века журналы с иллюстрациями модных тенденций вошли в повседневную жизнь большинства людей, а во второй половине 18-ого века стали появляться полноценные глянцевые издания. В Германии выходит «Journal des Luxus und der Moden» (журнал о роскоши и моде), в Англии – «The Lady`s Magazine» и «Gallery of Fashion». В Париже начинают один за другим издавать модные журналы – «Galerie des modes et costumes francais» (1778), «Cabinet des modes ou les modes nouvelles» (1785), «Journal des Dames et des Modes» (1797). В 1890-м году кутюрье начинают сотрудничать с глянцевыми журналами, а на смену написанным от руки гравюрам постепенно приходят фотографии.

1867 год ознаменовался выходом первого номера журнала Harper’s Bazaar, который признан старейшим журналом о моде. Сначала издание больше напоминало газету. В нем печатались стандарты французской и немецкой модной индустрии. В 1933 году Кармель Сноу, работавшая до этого в журнале Vogue, занимает пост главного редактора в Harper’s Bazaar. Кармель Сноу становится автором важного нововведения: она проводит фотосессию в купальниках прямо на пляже. Раньше подобные фотографии создавались только в студиях, а модели напоминали не живых девушек, а манекены.

В 1886 году в Нью-Йорке появляется своя легенда – Cosmopolitan, предназначенный для высшего общества. В 1905 году Вильям Рэндольф Херст выкупает издание и делает из него литературный журнал. На страницах Cosmopolitan публикуются рассказы Хемингуэя, Моэма, Фолкнера. Однако решение редактора привело к потере интереса читателей, и тогда Херст совместно с Хелен Герли Браун меняет формат журнала: теперь он адресован женщинам, идущим в ногу со временем. Лори Уэллетт, автор книги «Создавая девушку Cosmo», говорила: «Cosmo был настолько популярен, что библиотеки не могли уследить за ним — женщины просто воровали экземпляры». 

Через 6 лет американцы увидят первый номер еще одного всемирно известного глянца. Им станет еженедельный журнал о моде и роскошной жизни высшего общества, получивший название Vogue. Постановочные фотографии впервые появились на страницах именного этого издания. Стоимость экземпляра составляла всего десять центов, что делало журнал доступным для представителя среднего класса. Основателем журнала был Артур Тюрнюр, а креативным директором – Гарри Маквикар. Однако популярным Vogue стал благодаря эмигрировавшему из России в Америку Александру Либерману, который возглавлял журнал более тридцати лет и придал ему уникальный и узнаваемый во всем мире стиль. 

В 1932 году Дэвид Смарт и Арнольд Гингрич создают ежемесячный глянцевый журнал для мужчин Esquire, название которого переводится как «джентльмен». Вместо привлекательных женщин на обложках появляются мужчины в дорогих костюмах. Журнал позиционирует себя как издание для умных и образованных мужчин, поэтому в нем публикуются лучшие литературные произведения. Так, в его номерах выходят произведения Хемингуэя, Сэлинджера и Капоте.

В 1945 году Пьер Лазарев и Элен Гордон выпускают журнал Elle. Супруги, выступающие в качестве создателей и главных редакторов издания, разрабатывают для него оригинальную концепцию, способствующую успеху журнала и в настоящее время. Коко Шанель говорила об Элен Гордон так: «Эта женщина научила француженок быть элегантными». По названию журнала легко можно определить его аудиторию: «elle» в переводе с французского означает «она». Глянец освещает индустрию моды и красоты, а также сферу досуга и здоровья. В 1960-х аудитория журнала доходит до 800 000, а в 1980-х читателями «Elle» становятся женщины из 25 стран. 

1950-е годы считаются «золотым веком глянца». Происходит модернизация технологий печати, сокращается время доставки номеров читателям, уменьшается стоимость экземпляров и расширяется аудитория. Именно в это время в Германии возникает Burda moden, прославившийся за счет креативности его создательницы. Энне Бурда не была дизайнером, не обучалась издательскому процессу – все знания она приобрела в процессе работы над журналом. В послевоенное время в Германии не хватало готовой одежды, женщины могли соответствовать модным тенденциям, только отшивая одежду самостоятельно. Энне Бурда положила эту идею в основу своего глянца: на страницах Burda moden изображались дизайнерские решения, адаптированные к повседневной жизни и дополненные выкройками.

В 1957 году появляется ежеквартальное приложение к журналу Esquire Gentlemen’s Quarterly, ставшее позже одним из самых известных мужских журналов в мире. Сначала приложение концентрировало свое внимание на стиле и мужской моде, но в 1983 году оно было продано Издательскому дому Condé Nast. С этого момента началось самостоятельное существование GQ под руководством Арта Купера. За короткий срок небольшое приложение превратилось в полноценный журнал о стиле жизни мужчины в мегаполисе. Развитие глянца привело к тому, что он начал конкурировать с Esquire. К 1993 году он превзошел его по стоимости одного экземпляра, а также трижды удостоился награды National Magazine Awards как самый влиятельный журнал.


Яна Викентьева