Интервью Дины Шакеновой об организации фестиваля электронной музыки UNRAVEL

27 апреля наш корреспондент Даша Хороших отправилась на Арсенальную набережную. И вовсе не в Кресты, а в андеграунд-клуб Blank на фестиваль электронной музыки UNRAVEL. Ей удалось задать несколько вопросов коллективу Amach’i, по совместительству организаторов всего мероприятия. На вопросы Даши ответила Дина Шакенова, бывший журналист, философ по образованию, ныне визуальный дизайнер и медиа художник Amach’i.


— Дина, расскажите о вашем коллективе. Чем вы занимаетесь?

— Наш коллектив состоит из двух человек, не считая коллабораций с другими артистами. Вадим занимается музыкой. Он на этом поприще уже больше двенадцати лет, я уже сбилась считать. У него свой личный проект — Abjective, сегодня он отыграет его на одной из трех сцен. Abjective хорошо знают в Питере, Москве, он выступал на очень многих фестивалях, крупных площадках. Я занимаюсь визуальной частью, это именно те видео проекции, что зрители видят на экранах. Наше первое выступление состоялось в ноябре 2017. Мы выступали на многих питерских мероприятиях, в том числе принимали участие в фестивалях GAMMA, Mediaspank. Cегодняшний UNRAVEL мы организуем самостоятельно.

— Расскажите о визуальной части. Как создаются эти потрясающие голограммы, видео-эффекты?

— Все идёт от идеи, изначальной концепции. Далее я работаю в компьютерных программах (преимущественно touchdesigner), создаю генеративную графику, компилирую с видео. Чаще всего я отталкиваюсь от музыки. Сегодня у нас будет достаточно нойзовый IDM, поэтому визуальная часть будет резкая, похожая на нефтяные ряби, которые трансформируются от звуковых частот.

— Эта визуалка, честно говоря, для меня очень психоделическая.

— Да, меня не пугает это определение, потому что мы изначально хотели создавать такой эффект для зрителя. Для нас не так важно понравиться зрителям, сколько оставить след и дать почву для размышлений. Психоделика же по сути это то, что трансформирует восприятие.

— Считаете ли вы себя частью современного искусства?

— Амбициозный вопрос. Застревать в клубах мы точно не собираемся — у нас в работе инсталляция и новые большие проекты. В целом медиаарт – уже давно часть современного искусства, если кто-то может дать определение современному искусству. Кстати, многие артисты на аудиовизуальной сцене UNRAVEL — участники различных биеннале и фестивалей современного искусства.

— Как вы решили начать работать вместе? Почему музыка Вадима и ваш визуал?

— Как я говорила ранее, у Вадима уже есть свой проект с определенным вектором развития, его хорошо знают по звучанию. Ему интересно было погрузиться в новый эксперимент. А мне всегда это было интересно с точки зрения визуализаций.

— Вы художник?

— Медиа-художник. Это другая специфика и другие формы общения со зрителем.

— Как вы пришли к этому?

— Через идеи, о которых хотелось говорить. Я изучала философию, интересовалась языками программирования, всегда любила визуальное искусство. Все это слилось с музыкой и вылилось в Amach’i. Наш первый проект назывался Invisible Wars. Он был посвящен теме неочевидных мутаций и остаткам радиации после техногенных катастроф. Например, Чернобыль. Кстати, вчера исполнилось 33 года со дня взрыва реактора. Мы хотим от музыки идти к социальным контекстам.

— Вы хотите вдохновлять только вашу аудиторию или общественность в целом? Ведь электронная музыка рассчитана на определенный круг.

— У каждого свой путь. В силу уже сделанных самых разных попыток самовыражения, могу сказать, что нужно делать максимум того, что можешь там, где ты есть сейчас. У меня уже поутихли юношеские максималисткие идеи сделать мир лучше. Поэтому если я сделаю что-то даже для небольшого количества человек или вообще только сама переосмыслю какие-то ситуации или реалии, это будет гораздо лучше, чем биться головой о стены.

— Каково организовывать мероприятие электронной музыки? Это ведь явная вкусовщина. Как вы отбирали артистов?

— По вкусу и отбирали, ха-ха… Конечно, у нас есть команда, которая занималась отслушиванием, поиском и букингом артистов. Многих артистов мы уже знаем давно, с кем-то мы выступали на других мероприятиях вместе. Из привозов у нас Франк Вигру из Франции, Крис Дуглас – американец, переехавший в Германию, и финн Олли Аарни, играющий стихийный эмбиент. А организовывать… Здесь много сложностей, подводных моментов, о которых не можешь знать, пока не нырнешь во все это. Это наше примерно седьмое мероприятие, поэтому процессы все уже изучены, но всегда возникают неожиданности. Главное, что люди приходят и оставляют позитивный фидбэк. Значит, надо делать это и дальше. Нам самим искреннее нравится фестиваль, лайн-ап, все артисты, которые могут экспериментировать и показывать новые стороны своих проектов.

— Ваш коллектив дает волю экспериментам?

— И наш коллектив, и наш фестиваль. Весь проект Amach’I – это звуковой, визуальный эксперимент, в том числе и над собой. Мы не исключаем, что для неподготовленного зрителя это может быть слишком резко, шумно или непонятно с точки зрения эстетики. Но, во-первых, к нам приходят те, кто готов расширять свои границы вперед, а во-вторых, даже негативная реакция лучше, чем фоновый лайк. Большинство артистов на аудио-визуальной сцене создают такие проекты, которые встряхивают людей, застрявших в информационном потоке.

— Что вы думаете о современной российской музыке, и что можете сказать о векторе ее развития?

-Это больше к Вадиму. Я о музыке могу рассуждать только как обыватель. Могу сказать, что мне нравится то, что происходит на электронной сцене. В том числе новая волна техно, нойзовых экспериментов. Я не особо слежу за тем, что происходит в других направлениях. Но там мне бы хотелось больше новых голосов и смелых проектов. Сейчас, вроде, рок стал обновляться – появляются Гречка, Монеточка… Это же рок?

— Вы упомянули французского гостя, Франке Вигру. После выступления на Синтпозиуме его назвали «симфонией шума». Что вы можете сказать как организатор по этому поводу?

— Франк Вигру потрясающий артист, он мастерски управляет звуковым потоком. От его музыки внутри все содрогается. Он очень сильный музыкант. «Симфония шума»… Шум — это звук, который человек не может выделить в какую-то мелодию, то есть скорее лишний отвлекающий звук в восприятии людей. Вигру из таких шумов создает мощные композиции, которые действительно можно называть симфониями.

— Какое у вас мнение о финских клубах электронной музыки? Kaiku и Ääniwalli например? Это же родина такой дикой западной электрощины.

— Мы там еще не выступали, поэтому рано говорить. Сегодня у нас выступает Olli Aarni при поддержке Института Финляндии. Он играет медитативную природную музыку, собирает аудио-коллажи из пленочных записей — у него очень интересный подход. Он настоящий исследователь природы через музыку или же музыки через природу.

— А о популярных питерских техно-клубах типа Танцплощадки, Кислот, Мозаики?

— Я была и в Танцплощадке, и в Мозаике. Там бывает разное, как и везде, в том числе много хорошей музыки. Часто бывают классные выступления, привозы. Они хорошо качают свою аудиторию, так что молодцы. И Кислоты классные. Мне нравится то, что делает Лиза Смирнова, резидент Клуба, они там создают андеграундную музыку.

— Электронная музыка — это не для всех?

— Я не считаю, что это «не для всех». Даже если слушать попсу, то там везде электронная музыка, в том числе автотюны вместо голосов. Если пройтись по любому чарту, то там везде есть электронная музыка от минимального количества в мастеринге треков до абсолютного, так что электронная музыка для всех. Просто у нее много граней от нео-классики до дрона или нойза, и надо искать близкое себе.

— Это слова настоящего творца, человека, который знает каково это на вкус. Было очень приятно пообщаться с вами, Дина.

-Спасибо, Даша. Не бойтесь электронной музыки, она намного дружелюбнее и глубже, чем кажется.


Даша Хороших