«Пресса должна сосредоточиться на локальных и частных новостях»: интервью главного редактора «Петербургского дневника» Кирилла Смирнова

С момента своего появления газеты не теряли своей актуальности. Ещё Остап Бендер считал, что людей, не читающих газет, надо «морально убивать на месте». Однако окажись он в наши дни в одном из читающих метрополитенов мира, в Санкт-Петербурге, герой нашумевшего романа изрядно бы удивился…Буквально пару лет назад жители северной столицы пропускали свою остановку, с интересом уткнувшись в развороты газет и журналов. Сегодня мы всё чаще начинаем нашу поездку с чтения на смартфоне, планшете или другом изобретении цифровой эпохи. Сокращение числа печатных изданий в руках современного читателя заставляет экспертов задуматься о глобальной переориентации рынка.

Что ждёт рынок прессы в будущем? Как отразиться смена формата СМИ на трудоустройстве молодых специалистов? Почему современные медиапроекты целенаправленно отказываются от печатной версии продукта? Об этом беседуем с главным редактором официального издания правительства Санкт-Петербурга «Петербургский дневник»; бывшим начальником отдела комитета по печати  и взаимодействию со СМИ Санкт-Петербурга, Кириллом Игоревичем Смирновым.

Оцените состояние отрасли на сегодняшний день.

На мой взгляд, самая главная трудность сегодня – это  материальное состояние отрасли. Экономический кризис заметно ударил по медиа сфере. Вы знаете, что в городе закрылся целый ряд газет, существовавших в Петербурге в течение нескольких десятилетий: « Вечерний Петербург», «Смена» и «Невское время». Большой пласт прессы просто прекратил своё существование. Возможно, это можно назвать естественным процессом и ходом вещей. В сложившейся непростой ситуации нельзя принимать определённую точку зрения и говорить, что это плохо…Я бы сказал, это — не совсем хорошо. С точки зрения объективности исчезли в буквальном смысле слова визитные карточки Петербурга. При этом мы должны понимать, что так, или иначе за любой продукт всегда кто-то должен платить, тем более за его печатную версию, которая сама дорого стоит. Это — не интернет, где мы платим только за хостинг и количество знаков авторам. Если сегодня издание отвечает общественно-политическим запросам жителей, то оно будет существовать. Если по каким-то причинам сегодня оно не вписалось во время, значит его ждёт другая судьба.

Как объяснить отказ граждан от печатной версии продукта?

Дело в том, что у нас сравнительно небольшое количество жителей готовы получать информацию посредством печатных СМИ. Социологическое исследование Комитета по печати подтверждает эту теорию. Цифра людей, регулярно читающих газеты в Петербурге – 10%. Очень мало, если сравнивать, например, с Европой и Азией. В этих странах большинство людей начинают свой день с чтения печатной версии СМИ. Это – привычка, которая у нас в силу сложившихся определённым образом обстоятельств была потеряна в 90-е.

Как отразится электронный формат изданий на трудоустройстве выпускников высших учебных заведений по направлению «журналистика»?

У нас очень много выпускников-журналистов. Городу столько не «переварить». Надо это понимать… Не секрет, что в профессии много людей, не имеющих профильного образования журналиста. Если говорить о специфике специальности, несомненно, следует понимать свою профессию «изнутри». Я думаю, что молодые специалисты должны отдавать себе отчет в том, что в журналистике профессия – это серьёзный и тяжелый труд. Надо быть морально готовым пожертвовать собой и своей семьёй, хотя бы с точки зрения времени, которое ты должен уделять этой работе. Человек обязан постоянно держать руку на пульсе, быть в теме и понимать то, о чём пишет. Выпускники всех вузов в Петербурге, как мне кажется, вряд ли найдут применение в отрасли… Найдут лучше, в другой специальности. Так, или иначе, только лучшие из лучших смогут состояться в профессиональном смысле. Журналистика – очень конкурентная среда.

Как отразиться онлайн-формат на профессии в целом?

Может быть, это даст новые возможности. Появятся новые медиа, другие СМИ. Сегодня практически каждый может создать своё средство массовой информации. Многие идут по этому пути. Не стоит рассуждать исключительно категориями «хорошо» или «плохо», убеждая себя в том, что мультимедийный формат в значительной степени ухудшит  медиарынок. Это – просто новый виток развития… Возможно, что, например, через десять лет мы с вами будем рассуждать не только о поддержке газет и журналов, но и о развитии каких-либо интерактивных проектов. Перед нами совсем другая аудитория, которая формируется по принципу локальной интернет-подписки. Человек сам выбирает для себя те ресурсы, которые он хочет читать. В каком-то смысле журналистика становится более доступной профессией… Но те знания и навыки, которые закладывают выпускнику профильные вузы, необходимы для того, чтобы разбираться в специальности.

Каковы ваши прогнозы на ближайшие два года?

Трудно казать. Я думаю, что газеты и журналы останутся. Может быть, начнёт развиваться система «околочеловеческой» прессы, той, что была востребована в СССР: многотиражные газеты на предприятиях и т.д. До недавнего времени их никто не замечал… Сейчас мы хотя бы понимаем, на каких предприятиях существуют эти газеты и журналы, а тиражи у них, поверьте, немаленькие – от 5 до 10 тыс. экземпляров в месяц и больше. Мне кажется, сегодня пресса должна сосредоточиться на локальных и частных новостях, которые заботят конкретного гражданина. Это то, к чему мы так или иначе постепенно придём.


Дарья Базина