Переделать нельзя выбросить: что такое апсайклинг
Каждый день на свалки попадают тонны ненужной одежды. Она может разлагаться до девяноста лет.
По статистике благотворительного фонда «Второе дыхание», индустрия моды — второй загрязнитель после нефтяной промышленности. Хорошая новость — проблему может решить апсайклинг. В этой статье расскажу, что это такое, как он появился и какие российские бренды работают в этом поле.
«Индустрия моды — второй загрязнитель после нефтяной промышленности»
Что такое апсайклинг
Апсайклинг (англ. upcycling) — новая жизнь для старых вещей и материалов, их вторичная переработка. Эта технология про творческий подход к делу: изделия получают не только новое дыхание, но и уникальный дизайн. Особенность апсайклинга — сохранение прежней формы вещи с приданием ей нового функционала. Так, старые джинсы трансформируются в сумку-шопер, пиджак с мужского плеча — в костюм двойку или что-нибудь более неожиданное. Пространство для творчества безгранично: апсайклинг предоставляет полную свободу самовыражения.
«Старые джинсы трансформируются в сумку-шопер, пиджак с мужского плеча — в костюм двойку или что-нибудь более неожиданное»
Как он появился
Апсайклинг не всегда был горячим трендом — его история уходит корнями глубоко в прошлое.
До промышленной революции люди почти везде модифицировали одежду вручную: перешивали и ремонтировали. В те времена мир еще не знал массового производства и быстрой моды. Ткани и готовая одежда стоили дорого, поэтому переделка была для многих скорее вынужденной мерой.
Особую роль это сыграло в военное время. В 40-х началась британская кампания “Make Do and Mend”. Власти призывали женщин мастерить одежду из подручных материалов — иногда в ход шли занавески и скатерти.
После войны второе дыхание получали промышленные ткани. Из парашютного шелка создавали ночные сорочки и даже свадебные платья.
«Ткани и готовая одежда стоили дорого, поэтому переделка была для многих скорее вынужденной мерой»
Новое прочтение техники увидело свет в конце XX века. Из необходимости апсайклинг превратился в модный выбор. Мир продолжали сотрясать кризисы и войны, но теперь переделка одежды стала искусством. Термин «апсайклинг» ввел немецкий инженер Райнер Пильц в 1994 году, рассуждая о неэффективности переработки старых вещей в Германии.
В 80-90х годах желающие выделиться из толпы подростки перешивали и кастомизировали вещи старших родственников. Особенной популярностью переделка пользовалась у представителей субкультур: хиппи, готов, панков и других.
«Термин «апсайклинг» ввел немецкий инженер Райнер Пильц в 1994 году».
Апсайклинг сегодня
В 21 веке люди в основном склоняются к переработанной одежде из этических соображений.
Модная индустрия приносит проблемы: одежда производится в развивающихся странах при сомнительных условиях труда. Согласно информации международной консалтинговой компании «McKinsey & Company», в 2018 году фешн-сектор выбросил около 2,1 миллиарда тонн парниковых газов. Легкая промышленность оставляет за собой мощный углеродный след — на нее приходится от 8 до 10% всех выбросов углерода и 20% загрязнений сточных вод. Отходы могут содержать опасные для человеческого организма и природы свинец, ртуть и мышьяк. В одной только Северной Америке фешн-индустрия ежегодно производит более 12 миллионов тонн отходов.
«В 2018 году фешн-сектор выбросил около 2,1 миллиарда тонн парниковых газов. Легкая промышленность оставляет за собой мощный углеродный след — на нее приходится от 8 до 10% всех выбросов углерода и 20% загрязнений сточных вод»
Это не единственная причина — в моде прогрессирует тренд на унисекс. Мужские элементы гардероба легко трансформируются в женские и наоборот.
Апсайкл-коллекции выпустили Balenciaga, Miu Miu, J.A. Anderson и других бренды с мировым именем.
Апсайклинг в России
Творческая переделка вещей давно существует в нашей стране. Когда-то она возникла из-за дефицита на рынке и была необходима для нормальной жизни. Умение перешивать одежду было неотъемлемой частью еще крестьянской повседневности. Во времена СССР в СМИ доминировала идея «Сшей сам или перешей», а не «Купи в этом магазине!», что было типичным для западных обществ потребления. В брежневский период возросла популярность литературы по самостоятельному пошиву и перешиву.
«Выкройки и схемы стали понятными не только профессиональной швее, но и простой домохозяйке»
Государственные ателье не внушали доверия — долгие сроки и плохое качество исполнения вынуждали женщин заниматься этим самостоятельно. Прослеживалась и связь поколений: предметы гардероба матери подгонялись под фигуру и вкус дочери, одежда взрослых распускалась на фрагменты для детской и так до бесконечности.
С приходом рыночной экономики апсайклинг стал активно развиваться в России. Появились бренды, которые частично или полностью выпускают коллекции в этой технике. Ниже обсудим несколько из них.
Российские апсайкл-бренды
Pijmak
Марку в 2019 создали Ксения Ярема и Ольга Немушкова в Москве. Pijmak — бренд, специализацией которого пиджаки — ассиметричные и деконструированные. Еще в ассортименте можно найти топы, джинсы и аксессуары.
Rishi
RIshi — молодой бренд из Санкт-Петербурга, творящий в рамках политики устойчивой моды. ДНК бренда — изделия из денима, выполненные в технологии пэчворк, т.е. сконструированные из лоскутов ткани. Здесь не только перешивают одежду, но и принимают ее в переработку (спойлер: расставшись с парой ненужных джинсов, можно получить неплохую скидку).
«Почему апсайкл? Во-первых, это экологично. Ношеные изделия получают новую жизнь, а не гниют на свалке. Во-вторых, это выгодно. Сейчас выпускают кучу тканей, и их разнообразие только продолжает расти. Вместе с этим падает качество. Винтажная джинса — отличная замена. Одежда, выполненная из этого материала, сочетает в себе бюджетную стоимость, высокую плотность и износостойкость. Это еще и интересно. Во время работы голова «варит»! Сначала ты разбираешь груду старых джинсов, потом распарываешь и выбираешь новый фасон. И вообще, все апсайклеры — в какой-то степени герои. Не просто же так мы спасаем вещи об забвения».
Агунда Козаева, бренд «Rishi»
«Все апсайклеры — в какой-то степени герои. Не просто же так мы спасаем вещи об забвения»
ODOR
Бренд основал Никита Калмыкова, сразу после выпуска из РГУ им. Плеханова. Первую коллекцию он создал, наткнувшись на запасы текстиля прабабушки-рукодельницы. В ход пошли шторы, простыни и кружева родом из двадцатых — и родилось семейство модных артефактов, каждый из которых не похож друг на друга и выполнен исключительно вручную.
«Вдохновения дизайнера — запахи. Запахи людей, которые меня окружали, сложились в единый образ. Получилась синестезия — соединение визуального и обоняния. Не обязательно быть парфюмером и тонко различать ноты, но запахи, которые мы чувствуем, рождают прочные ассоциации — с обстановкой, ситуацией или человеком,» — рассуждает модельер.
Зара Кожиева