«Бытовая магия и GPS-локаторы» — как технологии влияют на жизнь ямальских кочевников
Несмотря на стабильное убывание кочевого населения и переезда людей в близлежащие города, на Ямале сосредоточена большая часть кочевников страны – около 60%. На полуострове живёт примерно 6000 человек, ведущих кочевой образ жизни и относящих себя к коренным народам Ямала.
О том, как стремительная урбанизация и технологии влияют на их жизнь – в этом материале.
Ненцы, селькупы и ханты, – а именно они проживают на территории ЯНАО – известны тем, что до сих пор сохраняют приверженность своим традициям и мифологии. Их жизнь строится вокруг ритуалов и представляет собой ровный годовой цикл. Среди них и в наше время существуют шаманы, а женщина считается ответственной за бытовую магию. Появление в жизни кочевников технологий не повлияло на их представления о мире, поэтому обращение к духам, очистительные обряды и понятие сакрального всё ещё играют в их жизни важную роль.
Что положило начало этой тенденции?
Первым фактором, пошатнувшим традиционный уклад кочевой жизни, стало появление на Ямале школ для детей коренных народов во времена Советского Союза. Детей забирали на вертолётах и тогда ещё не известных населению снегоходах в школы-интернаты, где они проводили девять месяцев, возвращаясь к родным только на летние каникулы. Учителя говорили только на русском языке, поэтому детям приходилось переучиваться, и к моменту окончания школы они знали родной язык довольно плохо. После школы многие стремились скорее вернуться к традиционному укладу жизни, но многие и оставались в сёлах, узнав, что оседлая жизнь более удобна.
Учителя говорили только на русском языке, поэтому детям приходилось переучиваться.
В настоящее время в ЯНАО функционирует много школ, в том числе и школ-интернатов, куда так же, как и раньше, детей кочевников привозят на вертолётах. Эти школы хорошо оснащены современными технологиями, с которыми дети знакомятся уже с начальных классов. Программ сохранения коренных языков там по-прежнему нет, что только способствует переселению выпускников школ, отвыкших от кочевой жизни, в город. Существуют, конечно, и кочевые школы – учитель живёт вместе с несколькими передвигающимися рядом семьями, но пока это неорганизованное, редкое явление, существующее в основном благодаря волонтёрам.
Что стимулирует урбанизацию сейчас?
Город влияет и на жизнь кочевников, решивших продолжать жить в тундре. Они могут быть связаны с городским населением торговыми отношениями: продавать одежду из оленьего меха, мясо и рыбу. В городах часто проводятся фестивали, где коренные жители катают туристов на оленях, продают им украшения и сувениры ручной работы. Некоторые из них задействованы в экскурсионной деятельности или сфере образования, некоторые работают вахтовым методом. Но всё же, узнав о возможностях, которые даёт город, многие переселяются в него насовсем.
Как это влияет на жизнь малых народов?
Кочевники не представляют свою жизнь без семьи, потому что в ней каждый выполняет определённую функцию. Обязанности строго распределены между её членами: мужчина заботится о стаде и пропитании, женщина – об очаге и чуме. Но сейчас одной из причин убывания кочевого населения является то, что мужчинам буквально не хватает жён.
Происходит это потому, что тяжелый труд мужчины облегчается гаджетами и техникой, (например, для отслеживания стада теперь используются GPS-устройства и квадрокоптеры, для передвижения – снегоходы, для рубки дров – электропилы), а не менее сложная жизнь женщины, однако, остаётся прежней: ставить чум, – а это физически тяжелая задача – приходится вручную, самостоятельно нужно свежевать и разделывать мясо, обрабатывать оленьи шкуры, заботиться о пропитании всех членов семьи и воспитании детей. Технологии облегчили быт мужчины, но не женщины. Поэтому девушки, закончив школу-интернат, часто не возвращаются к кочевой жизни, а ищут более комфортных условий – переселяются в город. Часто они становятся учителями в школах-интернатах, где учились сами.
Сейчас одной из причин убывания кочевого населения является то, что мужчинам буквально не хватает жён.
Впрочем, те, кто остаётся в тундре, имеют много приспособлений, облегчающих кочевую жизнь. Вместо чума теперь можно использовать складной дом «балок» – это простое сооружение из досок и натянутых стен, которое перевозят на санях. Ставить его не менее трудно, но условия в нём комфортнее, чем в чуме. Вместо костра и печки иногда используется обогреватель, работающий на топливе. Интересно, что он наделяется теми же сакральными свойствами очага, что и костёр.
Хотя интернет в тундре не ловит, кочевники теперь пользуются мобильными телефонами, чтобы уточнять местоположение друг друга и пересекаться в пути. Уже упомянутые GPS-гаджеты тоже значительно упрощают жизнь: хозяину не нужно постоянно находиться рядом со стадом. Традиционная одежда из оленьего и песцового меха, считающаяся наиболее тёплой для условий тундры, теперь дополняется ветронепроницаемыми накидками, куртками с мембраной и утеплённой современной обувью.
Виктория Кирсанова