«Бытовая магия и GPS-локаторы» — как технологии влияют на жизнь ямальских кочевников

Несмотря на стабильное убывание кочевого населения и переезда людей в близлежащие города, на Ямале сосредоточена большая часть кочевников страны – около 60%. На полуострове живёт примерно 6000 человек, ведущих кочевой образ жизни и относящих себя к коренным народам Ямала.
О том, как стремительная урбанизация и технологии влияют на их жизнь – в этом материале.

Ненцы, селькупы и ханты, – а именно они проживают на территории ЯНАО – известны тем, что до сих пор сохраняют приверженность своим традициям и мифологии. Их жизнь строится вокруг ритуалов и представляет собой ровный годовой цикл. Среди них и в наше время существуют шаманы, а женщина считается ответственной за бытовую магию. Появление в жизни кочевников технологий не повлияло на их представления о мире, поэтому обращение к духам, очистительные обряды и понятие сакрального всё ещё играют в их жизни важную роль. 

(Шаман проводит обряд, фото: chumoteka.ru)

 

Что положило начало этой тенденции?

Первым фактором, пошатнувшим традиционный уклад кочевой жизни, стало появление на Ямале школ для детей коренных народов во времена Советского Союза. Детей забирали на вертолётах и тогда ещё не известных населению снегоходах в школы-интернаты, где они проводили девять месяцев, возвращаясь к родным только на летние каникулы. Учителя говорили только на русском языке, поэтому детям приходилось переучиваться, и к моменту окончания школы они знали родной язык довольно плохо. После школы многие стремились скорее вернуться к традиционному укладу жизни, но многие и оставались в сёлах, узнав, что оседлая жизнь более удобна.

Учителя говорили только на русском языке, поэтому детям приходилось переучиваться.

В настоящее время в ЯНАО функционирует много школ, в том числе и школ-интернатов, куда так же, как и раньше, детей кочевников привозят на вертолётах. Эти школы хорошо оснащены современными технологиями, с которыми дети знакомятся уже с начальных классов. Программ сохранения коренных языков там по-прежнему нет, что только способствует переселению выпускников школ, отвыкших от кочевой жизни, в город. Существуют, конечно, и кочевые школы – учитель живёт вместе с несколькими передвигающимися рядом семьями, но пока это неорганизованное, редкое явление, существующее в основном благодаря волонтёрам.

(Кочевая школа, фото: rs.rbth.com)

 

Что стимулирует урбанизацию сейчас?

Город влияет и на жизнь кочевников, решивших продолжать жить в тундре. Они могут быть связаны с городским населением торговыми отношениями: продавать одежду из оленьего меха, мясо и рыбу. В городах часто проводятся фестивали, где коренные жители катают туристов на оленях, продают им украшения и сувениры ручной работы. Некоторые из них задействованы в экскурсионной деятельности или сфере образования, некоторые работают вахтовым методом. Но всё же, узнав о возможностях, которые даёт город, многие переселяются в него насовсем.

Как это влияет на жизнь малых народов?

Кочевники не представляют свою жизнь без семьи, потому что в ней каждый выполняет определённую функцию. Обязанности строго распределены между её членами: мужчина заботится о стаде и пропитании, женщина – об очаге и чуме. Но сейчас одной из причин убывания кочевого населения является то, что мужчинам буквально не хватает жён.

Происходит это потому, что тяжелый труд мужчины облегчается гаджетами и техникой, (например, для отслеживания стада теперь используются GPS-устройства и квадрокоптеры, для передвижения – снегоходы, для рубки дров – электропилы), а не менее сложная жизнь женщины, однако, остаётся прежней: ставить чум, – а это физически тяжелая задача – приходится вручную, самостоятельно нужно свежевать и разделывать мясо, обрабатывать оленьи шкуры, заботиться о пропитании всех членов семьи и воспитании детей. Технологии облегчили быт мужчины, но не женщины. Поэтому девушки, закончив школу-интернат, часто не возвращаются к кочевой жизни, а ищут более комфортных условий – переселяются в город. Часто они становятся учителями в школах-интернатах, где учились сами.

Сейчас одной из причин убывания кочевого населения является то, что мужчинам буквально не хватает жён.

Впрочем, те, кто остаётся в тундре, имеют много приспособлений, облегчающих кочевую жизнь. Вместо чума теперь можно использовать складной дом «балок» – это простое сооружение из досок и натянутых стен, которое перевозят на санях. Ставить его не менее трудно, но условия в нём комфортнее, чем в чуме. Вместо костра и печки иногда используется обогреватель, работающий на топливе. Интересно, что он наделяется теми же сакральными свойствами очага, что и костёр.

Хотя интернет в тундре не ловит, кочевники теперь пользуются мобильными телефонами, чтобы уточнять местоположение друг друга и пересекаться в пути. Уже упомянутые GPS-гаджеты тоже значительно упрощают жизнь: хозяину не нужно постоянно находиться рядом со стадом. Традиционная одежда из оленьего и песцового меха, считающаяся наиболее тёплой для условий тундры, теперь дополняется ветронепроницаемыми накидками, куртками с мембраной и утеплённой современной обувью.


                                                                                                                                                                                                              Виктория Кирсанова