Какой он — современный человек глазами глянца

Образ человека в своей истории претерпел немало изменений, многие из которых нашли отражение на страницах глянцевых журналов. Наиболее ярким трансформациям подверглись гендерные стереотипы: описать мужчину или женщину в двух словах стало практически невозможно.

Кем был мужчина раньше? Воином, добытчиком, защитником. Сейчас же мужчина – это одежда, которую он носит, машина, на которой он ездит, и деньги, которые он зарабатывает. А что стало с образом женщины? Функция продолжения рода ушла на второй план вместе с семейными ценностями. Женщина уже не хранительница очага, она – привлекательная карьеристка, которая ценит свою свободу. Так какой же он – современный человек глазами глянца?


Чтобы понять, как себя нужно вести и как нужно выглядеть, современная женщина может обратиться за советом к известным журналам вроде «Vogue» или «Cosmopolitan». Глянцевые журналы с момента своего возникновения играют важную роль в социализации женщины: они формируют потребности, которые затем женщина должна будет удовлетворять. Задачу формирования стиля жизни современной женщины глянец осуществляет через формирование априорности. К основным априорным представлениям, транслируемым глянцевыми изданиями, относят моду, красоту, здоровье, секс, свободу, семью и общество, индивидуальные особенности.

Традиционное представление о женщине как о жене и матери уходит в прошлое, уступив место образу самостоятельной и активной женщины. Теперь красота женщины заключается не в ее хозяйственности и способности к деторождению, а в ее решительности, открытости и свободе. Эти изменения ярко выражены в гламурных журналах: априорный образ женщины в современном мегаполисе подразумевает такие качества как независимость и самодостаточность.

Исследователь Ж.В. Чернова выделяет пять типов образа современной девушки:

  • «женщина-модель, красивая женщина»
  • «женщина-профессионал, деловая женщина»
  • «счастливая женщина»
  • «секс-символ»
  • «жена и мать»

Первый гендерный стереотип подкрепляется визуальными и вербальными средствами. К вербальным инструментам можно отнести материалы, посвященные индустрии красоты (физические упражнения, рекомендации по правильному питанию, косметологические процедуры). Кроме того, они включают в себя «экспертные» статьи о том, как добиться совершенства в макияже, уходе за собой, стиле и т.д. В визуальный аспект входят материалы о моде и фотографии рекламной продукции, что подчеркивает приоритеты современной женщины.

  1. Образ «женщины-профессионала» определяется общественным признанием и карьерным ростом. Глянцевые журналы часто публикуют интервью с известными представительницами прекрасного пола, открывшими свой бизнес или занимающими престижные должности. Авторы материалов называют такую женщину «героиней номера» или «нашей гостьей».
  2. «Счастливая женщина» связана со сферой любовных отношений и формируется посредством материалов, посвященных любви и гармоничным семейным отношениям. Обычно такие материалы сопровождаются фотографиями счастливых влюбленных. Да-да, это тот самый образ девушки, гуляющей с любимым человеком по романтичным улочкам Парижа.
  3. Образ «счастливой женщины» тесно связан с образом «секс-символа». Данный типаж транслируется в основном через визуал: акцент делается на женском теле, которое представляется в качестве объекта сексуального желания. Изображения женской фигуры дополняются материалами о репродуктивном здоровье, контрацепции, профилактике и лечении «женских» заболеваний. Половой акт отделяется от материнства и связывается со здоровьем и образом жизни современной женщины.
  4. Последний типаж «жена и мать» подвергся наиболее сильной трансформации. Роль женщины как матери приобретает аксиоматический характер, дети и дом в глянцевом журнале представлены лишь как часть жизни современной женщины. Домашние заботы утрачивают первоначальное значение и воспринимаются не как рутина, а как возможность творческой самореализации. «Настоящая» женщина занимается украшением дома, а помогают ей в этом советы дизайнеров и флористов.

Глянцевые журналы формируют новые представления о семье, браке, воспитании детей и совмещении семейной жизни с карьерой. Супружество в гламурных изданиях обретает либеральную трактовку: женщина может самостоятельно определять длительность нахождения в браке, а развод и новое замужество не отражаются негативно на репутации женщины. Глянец советует женщине, как выбрать супруга, что делать, если муж пьёт, как бороться с домашним насилием. Многие материалы посвящены анализу кризисов семейной жизни, а также неудачному браку: авторы рассказывают, как уйти от «неподходящего» партнера и не потерять себя, как правильно выстраивать отношения с детьми и как наладить общение с родителями.

Подобным образом можно охарактеризовать «настоящего» мужчину через призму мужских журналов, наиболее популярным из которых является «GQ». Определяющим элементом для описания мужского журнала является гендер. В издании для мужчин обязательно присутствует гендерный образ успешного бизнесмена или «супергероя».

По мнению Ж. Черновой, гендерная модель мужественности в текстах изданий для мужчин включает в себя два основных компонента: идеологический или ценностный; этикет и материально-вещная атрибутика.

Идеологический аспект – это система ценностей «настоящего мужчины», материальная атрибутика – это те вещи, которыми должен обладать «настоящий мужчина» для достижения желаемого статуса.

Определить черты характера «идеального мужчины GQ» можно, проанализировав интервью с главными героями номеров. Так, «настоящий» мужчина, по мнению издания, должен быть обеспеченным, решительным, позитивным и вечно молодым, как Джордж Клуни:

      • «Актёр и режиссёр Джордж Клуни подарил друзьям 14 миллионов долларов, продал бизнес по производству текилы и уехал спасаться от катастроф на заброшенную арктическую станцию. В интервью GQ затворник признался: дать скуке пинок под зад было лучшим решением» («GQ», январь 2022);
      • «Я не циник и стараюсь даже в самом дерьмовом подарке судьбы находить что-нибудь хорошее» («GQ», январь 2022);
      • «Теперь приходится прятать бутылки с текилой в плюшевых медведях. А у вас есть дети?» («GQ», январь 2022).

Читателю также может многому поучиться у Джейсона Стэйтема, например, смелости, харизме и целеустремленности:

«Стэйтем не знает слова «невозможно» и демонстрирует это в каждой своей роли» («GQ», май 2021); «Стэйтем вне этой парадигмы и, кажется, вне времени: он не стесняется своей мужественности, отвечает на косой взгляд правым хуком, не выбирает выражений и не отвлекается на актуальную повестку.

      • По состоянию на 2021 год он не только новый Брюс Уиллис, но и новый Шварцнеггер, новый Сталлоне и новый Ван Дамм – в одном лице. Кроме него надеяться больше не на кого» («GQ», май 2021);
      • «Если получилось у Стэйтема, то может получиться у любого: стать из деревенского качка мирово суперзвездой; быть на шестом десятке в такой форме, которой позавидуют многие 20-летние; не изменять себе даже тогда, когда все вокруг изменяют себе и друг другу по сто раз в день» («GQ», май 2021). 

Чтобы стать «настоящим» мужчиной, мало быть обеспеченным, как Джордж Клуни, и всемогущим, как Стэйтем, необходимо также навесить на себя как можно больше ярлыков. Подтверждает это еще один герой журнала «GQ» –Мохамед Салах:

      • «Мохамед Салах – выдающийся футболист, прекрасный сын, муж, отец и очень щедрый человек» («GQ», февраль 2022);
      • «В египетских школах с недавних пор изучают его биографию; тамошние учителя даже прозвали Мохамеда «Создателем счастья». О его подвигах слагают легенды» («GQ», февраль 2022);
      • «Так, Мохамед Салах на своем Bentley был замечен у заправки, где куча придурков издевалась над бездомным; одного вида Салаха хватило, чтобы шайка разбежалась, а сам футболист протянул униженному и оскорбленному сотню фунтов» («GQ», февраль 2022).

«GQ» в пример «идеального» мужчины приводит и другую известную личность – актера Роберта Паттинсона: он признан самым красивым мужчиной на планете по древнегреческой формуле золотого сечения, талантлив, сексуален и уверен в себе:

      • «Он исключительно красив. Глубокий взгляд. Лицо – словно сошедшее с итальянских полотен XVI века. Исполинский рост (камера не прибавляет ему лишних сантиметров – незачем)» («GQ», март 2022);
      • «Играет ли он американского психопата или французского аристократа – каким-то чудом ему всегда хочется верить» («GQ», март 2022);
      • «Что представляет собой карьерный путь Паттинсона? Талант, помноженный на популярность, которую гарантировало участие во всех частях «Сумерек», и еще раз помноженный на рискованный выбор авторских картин» («GQ», март 2022);
      • «Так что 15 минут, которые были в моем распоряжении утром, я тратил на то, чтобы сходить в туалет, одеться и вызвать такси. И пока сидел на горшке, умудрялся отправлять сценаристам нечто напоминающее поток сознания» («GQ», март 2022).

Важное место в справочнике по мужественности отводится поведению мужчины, его жизненным целям, взаимоотношениям в социуме. Для «идеального» мужчины на первый план выходят карьера и саморазвитие: успешный мужчина либо владеет собственным бизнесом, либо занимает руководящие должности.

Высоко ценятся интеллектуальный потенциал, постоянное желание добиваться поставленных целей во всех сферах: «Не стыдитесь сделать работу своим главным приоритетом. И обойдите всех на карьерных поворотах» («GQ», февраль 2022).

Популярность среди женщин поднимает самооценку «идеального» мужчины, но важно быть джентльменом и относиться к девушкам с уважением. Однако девушки для успешного мужчины – не главное. То, что любовные отношения и семейные ценности в жизни «настоящего» мужчины занимают далеко не первое место, доказывает скромное количество материалов на данную тему.

Второй компонент включает в себя инструкции, рецепты того, как соответствовать нормам истинной мужественности в современном мире. Акцент в таких материалах авторы делают на актуальности тех или иных атрибутов. Мужские журналы осведомляют читателя о новинках (одежде, аксессуарах, обуви, технике) и определяют их как «доспехи» «идеального» мужчины.

Исследователи относят к элементам «корпоративного стандарта» автомобиль, часы, мобильный телефон, ноутбук, очки, но только дорогих брендов. На первый план выходит символическое значение вещи, способствующее усилению мужественности владельца, а не функциональность того или иного предмета.

Так, например, автомобиль делает мужчину быстрым, мобильным, независимым. Часы символизируют грамотную организацию жизни, упорядоченность и деловую корректность потребителя. Очки превращают мужчину в секретного агента, «романтика с большой дороги», а ноутбук выступает в качестве «электронного оруженосца» для современного рыцаря. Все эти вещи, составляющие «корпоративный стандарт», олицетворяют престиж, могущество и власть современного мужчины.


Таким образом, можно сказать, что глянцевые издания формируют и распространяют представления об образе современного человека, а также представления о женственности и мужественности. Так, мужские издания создают следующий образ идеального мужчины: умный, обеспеченный, человек с широким кругозором, малоэмоционален, немного циничен, способен иронизировать над всем, в том числе и над собой, не теряется в нестандартных ситуациях, сильный и ловкий.

Глянцевые журналы для женщин, напротив, апеллируют символами свободы, независимости, привлекательности. Читателю навязывается образ женщины, которая обладает приятной внешностью и следит за собой, делает успехи в карьере и выстраивает здоровые отношения и, возможно, семью, не жертвуя при этом личными потребностями.


Яна Викентьева