Мартышкин сбор или раздельный мусор по-русски

Человек – существо вредное для окружающей среды. Множество промышленных комплексов с выбросами в атмосферу, вырубка лесов, загрязнение вод не так заметны для наших глаз, в отличие от огромного количества мусора, который трудно не заметить на многочисленных свалках. В каждой стране по-разному относятся к этой проблеме и ищут соответственно разные пути ее решения. А что в нашей стране можно сделать с этой проблемой?

Показательное лицемерие

На улицах в особенности крупных городов мы часто можем увидеть контейнеры для раздельного сбора мусора. Разноцветные коробочки с изображением содержимого и подписью, казалось бы, должны создавать впечатление серьезного отношения к отходам и вселять уверенность в дальнейшей переработке, однако, к сожалению, мечтать о подобном не приходится.

В интернете гуляет огромное множество видео, на которых приехавшая мусоровозка сгружает якобы разделенный мусор в один чан. Дабы не обвинять в сложившейся ситуации только работников коммунального сектора, другие видео демонстрируют, как в ярко-зеленый контейнер с контрастной подписью «БУМАГА» летит недавно допитая пластиковая бутылка из-под колы по невнимательности или по причине отсутствия другого бака.

Эти примеры особенно показательны и тесно взаимосвязаны между собой. Они демонстрируют бессмысленность раздельного мусора в ситуации, при которой население не хочет ничего раскладывать по разным бакам и компаниям нет смысла разделять отсеки в машине, а также обратный случай, при котором гражданин добросовестно раскладывает мусор, но забирают его все равно в общей куче. Встает вопрос о необходимости этого разделения в наших реалиях, в реалиях, когда одному звену будет обязательно наплевать на старания другого.

На заводе все разделят

Среди некоторых бытует мнение, что самостоятельное разделение мусора дело бесполезное, так как для этого есть специализированные заводы. Да, мусоросортировочные заводы действительно существуют, однако на нашу великую державу их накопилось всего 50. Их количество ничтожно мало относительно объемов поступающих отходов, которые легко посчитать по формуле. Подсчет Министерства природных ресурсов России гласит, что на каждого россиянина приходится 400 кг мусора в год, то есть 33 кг в месяц. Умножив месячный объем мусора одного человека на количество граждан, мы получаем в среднем 5 миллионов тонн в месяц (!) Вот такая вот занимательная математика.

Если провести цепочку дальше, то станет ясно, что если мусоросортировочные комплексы не успевают отсортировывать, то мусороперерабатывающим нечего перерабатывать, так как они полностью зависимы от этапа разделения. Остается только сжигать. Мусоросжигательные заводы в России тоже есть, но их всего 10. Они не справляются соответственно. Так что 90 процентов от общей количества мусора просто сбрасывается в предназначенные места. Таким образом мы получаем печальный факт – площадь свалок в России равна 4 млн га, а это, между прочим, примерно, как Парагвай.

Кто виноват и что делать

При просмотре этих ужасающих цифр начинают потеть ладони от собственной беспомощности. Стоит признать этот факт, что если мы в ближайшее время не сократим потребление сложных в утилизации отходов, таких как пластик и полиэтилен, и не наладим систему переработки, то в уже в ближайшем будущем нашей участью будет утонуть в куче собственного мусора.

Строительство заводов по сортировке может затянуться на долгие годы в то время, как мусор будет беспрестанно накапливаться, требовать все больше мощностей для переработки и земли для хранения. На мой взгляд, рациональным выходом из ситуации с позиции граждан будет постепенная смена менталитета и отношения к «одноразовому», ориентация на легко перерабатываемые материалы.

Молодые сознательные родители уже могут начинать читать своим детям курс экологической грамотности, потому что только с новым воспитанием молодого поколения можно изменить общий менталитет. Должны прийти новые люди, которые будут понимать, что огромных масштабов свалки – это рана на измученной планете. Такая же рана, какая может быть у человека. И больно ей точно также.

Что касается взрослых все гораздо сложнее. Сложно перестроиться на новый лад тогда, когда ты на протяжении десятилетий вел себя совершенно иначе. Если кто-то готов попробовать жить по-другому и отказаться, например, от пластиковых трубочек и одноразовой посуды, то кто-то не видит в этом совершенно никакой необходимости. «Особо не хочется напрягаться, когда понимаешь, что все это не имеет смысла» – думают они. К сожалению, силами одного решить проблемы такого масштаба не представляется возможным. Один в поле правда не воин, для результата требуется всеобщее исполнение.

Тоталитарная экология

Как мне кажется, экологическая политика сейчас должна руководствоваться жесткими мерами, а именно переходом на законодательном уровне на использование бумажных или текстильных пакетов вместо полиэтиленовых, тетра-паков или стекла вместо пластика. Масштабы бедствия таковы, что без ограничения производства сложных в переработке отходов ситуацию с мусором решить не удастся. Только мера недоступности будет эффективна.

Смоделируем ситуацию: вы приходите в магазин и набираете продукты в разлагаемой таре и берете бумажный пакет или многоразовую сумку. Сколько трудных отходов вы оставите? – 0.

Будь у вас возможность выбора, вы могли бы набрать, и, соответственно оставить после себя, целую кучу пластика и никакие плакаты из разряда «Будем беречь планету вместе» вас бы не остановили на пути к несознательной одноразовости. Иногда право выбора наносит только вред. Полномасштабный отказ, как, например, запрет на использование полиэтиленовых пакетов в Грузии, в данном случае гораздо полезнее.

Это не жестокость к людям, которые очень любят право выбора, не заговор против заводов по производству изделий из пластмасс, а единственный выход для нашей огромной, неорганизованной и бесконечно невежественной к природе страны.

Ведра, авоськи и сдача тары

Старшее поколение то и дело любит сказать, что в их время было лучше. Не знаю, с чем еще, но с экологической ситуацией точно. Давайте немного повспоминаем, что в СССР было полезно и чего бы нам сейчас очень не хватало.

Начнем, в общем то, с авосек. Явление постоянное и привычное для людей, в полной мере побывавших в совке, и ныне очень модное среди молодежи. Авоськи и шопперы (та же многоразовая сумка для продуктов, только не плетеная, а тканая) выполняют вполне понятную роль пакета. Минимум затрат за счет своей многоразовости, большая прочность в то время, как обычный пакет может порваться до того момента, как вы донесли его до дома, ноль отходов еще и стильный аксессуар.

Нет пакетов в принципе – нет пакетов для мусора. Отходы из дома выносили прямо в ведре. Да, это не очень удобно, зато очень дисциплинирует.

Сдача бутылок существует и сейчас, но, конечно, не так распространена, как раньше. Первостепенной мотивацией сдавать стеклотару был, прежде всего, возврат части стоимости. Сдал старую бутылку ­- получил деньги. Максимально осознанный подход к использованию часто употребляемых продуктов, который необходим в наше время, в условиях, когда человек не контролирует, сколько потребляет и оставляет после себя.

Есть разные мнения на этот счет и есть те, кому совершенно наплевать на тонны мусора на свалках и в океане, в котором от него будут задыхаться животные, кто-то считает, что переход на дерево и бумагу слишком дорого обойдется, в то время, как пластик дешевый и доступный, кто-то старательно делит мусор по разным коробкам и чувствует свою ответственность за то, что останется после него, а кто-то в конце концов высыпает этот когда-то сортированный, но уже перемешанный меж собой мусор на свалку и уезжает за новой партией. Мнения разные, а регресс в результате один на всех.


Алина Мусинская