Какие навыки нужно прокачивать, чтобы выжить в XXI веке

SMART библиотека имени А. Ахматовой (г. Москва) представила перечень навыков, которыми должен обладать человек в современном мире.

Суть концепции такова: ключевыми навыками, определявшими грамотность в индустриальную эпоху, были чтение, письмо и арифметика. В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу.

Межкультурная компетентность (в том числе владение иностранными языками)

Способность успешно общаться с представителями других культур. Основными предпосылками являются чувствительность и уверенность в себе, понимание другого поведения и умственных образцов и также способность четко и точно передавать собственную точки зрения; быть понятым и показывать гибкость, где возможно и быть ясным, где необходимо.

Социально-эмоциональная компетентность (в том числе эмоциональный интеллект)

Эмоциональный интеллект в широком понимании — это признание за собой и другими как позитивных, так и негативных чувств, умение отделять личные ощущения от голых фактов, а также навык чувствовать настроение, темперамент, интонации и намерения в общении с другими людьми, независимо от того давние они знакомые или вы видите их в первый раз в жизни.

В рабочем коллективе, паре, в отношениях с родителями, друзьями и детьми мы можем постоянно работать над эмпатией и навыками коммуникации, что обязательно скажется на качестве наших отношений, настроении и образе жизни.

Системное мышление

Люди с развитым системным мышлением имеют более широкий взгляд на вещи и характеризуются следующими качествами:

  • понимание целостности и умение видеть множественные связи;
  • осознание необходимости упрощения и искажения модели мира с целью лучшего её понимания;
  • видеть реальность под разными углами, в разных плоскостях и ракурсах, фокусироваться на системе в целом и на её отдельных элементах.

Креативность

Добавить нечего кроме как порекомендовать книги и советы по развитию креативности от издательства МИФ.

Цифровая грамотность и медиаграмотность

Информационная грамотность — умение работать с информацией, классифицировать её по заданным признакам, собирать, фильтровать, преобразовывать из одной формы в другую, излагать в соответствии с заданными параметрами и пр.

Сейчас мы получаем огромное количество информации из разных источников, и среди них не только традиционные СМИ. Это ещё и текстовые сообщения, мемы, видеоролики, социальные сети, видеоигры, реклама и многое другое. Но все медиаресурсы объединяет одно: кто-то их создал и по какой-то причине. Понимание этой причины лежит в основе медиаграмотности.

Сотрудничество в виртуальной среде

Навык общения в интернете и соблюдение сетевого этикета.

Навыки межотраслевой коммуникации

Все больше профессий и проектов возникает на стыке нескольких дисциплин. Для решения многих задач нужны люди, разбирающиеся одновременно в нескольких областях знаний. Они могут создавать неожиданные, уникальные, прорывные решения. Данный навык также позволяет быстрее учиться, брать лучшее из разных областей.

Комплексное многоуровневое решение проблем

К 2020 году (и дальше) самыми востребованными станут те специалисты, которые будут владеть системным, целостным подходом к решению любых проблем. Развивать это качество нужно начиная с кругозора и заканчивая точным пониманием законов функционирования систем. Ну, и интуиция не помешает.

Управление вниманием

Навык управления вниманием поможет вам принимать правильные решения, заканчивать вовремя свои дела, качественно выполнять работу. Рекомендуем упражнения по управлению вниманием.

Умение вести переговоры

Чтобы умело вести переговоры человек следует учиться:

  • решать проблемы;
  • налаживать взаимодействие с людьми, быть клиентоориентированным;
  • управлять своими эмоциями.

Гибкость ума

Когнитивная гибкость – это способность ума быстро переключаться с одной мысли на другую, а также обдумывать несколько вещей одновременно.


Екатерина Смирнова